29.10.2019

Текстильные гиганты и судоходные компании отказываются от использования морских путей Арктики


Американский производитель спортивной одежды Nike и некоммерческая организация по защите окружающей среды Ocean Conservancy выпустили «Корпоративное обязательство в отношении арктического судоходства» (Arctic Shipping Corporate Pledge), в котором призывают компании последовать их примеру и не использовать судоходные пути Северного Ледовитого океана.

Причина инициативы – в беспокойстве за безопасность окружающей среды. Несмотря на то, что эти морские пути могут помочь сократить время транзита, в компаниях считают, что увеличение числа передвигающихся по ним судов чревато опасностями и потенциально разрушительными экологическими последствиями. Отдаленное расположение, непредсказуемые погодные условия и малоизведанные воды – только несколько факторов, которые создают серьезные риски в случае инцидента, посадки на мель или разлива нефти.

Nike призывает другие компании последовать по своим стопам и также не посылать суда по арктическим путям. Под «Обязательством» уже подписались такие гиганты, как Bestseller, Columbia, Gap Inc., H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., а также морские перевозчики CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company.

– Nike существует, чтобы служить спортсменам. Мы знаем, как изменения климата влияют на их тренировки и игры, а также определяют, будет ли у них вообще возможность наслаждаться спортом. Нашими новыми обязательствами мы показываем, что сделали четкий выбор – помочь защитить планету и сохранить Арктику, – отметила Хилари Крэйн, главный административный сотрудник и главный юрисконсульт компании.

– Подписавшиеся понимают, что даже сейчас последствия для Арктики настолько тяжелы, что дополнительная угроза от увеличения количества судов в этом регионе просто недопустимо, – отметили в заявлении компании. – «Обязательство» также подразумевает, что участники продолжат искать пути по уменьшению вредных выбросов от международного морского судоходства и, соответственно, снижению негативного вклада отрасли в таяние арктических льдов. Кроме того, подписанты поддерживают различные меры предосторожности, которые обеспечат экологическую и человеческую безопасность текущего и будущего арктического судоходства. В настоящее время Ocean Conservancy работает над правилами и практиками по защите Арктики, включающими, в том числе, запрет на использование и перевозку тяжелого нефтяного топлива в этом регионе и меры по борьбе с шумовым загрязнением.

Отметим, что климатические условия в Арктике на самом деле меняются с пугающей быстротой. Так, вчера информационное агентство Interfax со ссылкой на директора «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» (ААНИИ) Александра Макарова сообщило, что в регионе наблюдается сокращение площади и толщины ледяного покрова, увеличение количества тепла, переносимого Североатлантическим течением в Арктический бассейн, активизация циклонов. Все это ведет к перестройке структуры водных масс, преобразованию схем атмосферной и океанической циркуляции, изменению интенсивности гидрохимических и гидробиологических процессов. Изменения ледового режима арктических морей не только отражается на климате всей планеты, но и меняют условия плавания по Севморпути. Так, прогнозируется увеличение продолжительности безледного сезона, которое в свою очередь может привести к росту количества опасных для навигации явлений.

Тем не менее Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что, возможно, решение компаний полностью отказаться от использования морских путей, пролегающих через Арктику, несколько преждевременно. В настоящий момент морская отрасль активно меняется: многие судовладельцы начинают переводить свой флот на «зеленое» топливо, и в будущем их число будет только расти. Поэтому не исключено, что в недалеком будущем индустрии удастся прийти к совершенно безопасному судоходству на морских путях Арктики.

На фотографии: схема морских путей Арктики

По материалам The Maritime Executive, Nike и Interfax


↑ 

Наверх