25.10.2019

Нет! – одноразовому пластику на борту

Индия начала войну с одноразовыми предметами из пластика и планирует запретить их применение на судах, заходящих в территориальные воды страны. Некоторые ограничения вступили в силу уже сейчас: так, в черный список попали столовые приборы, тарелки, стаканчики, бутылки вместимостью до десяти литров, мусорные пакеты, пакеты для покупок, маленькие пластиковые контейнеры вместимостью до одного литра, используемые для розлива чистящих средств. Эти ограничения действуют как для индийских, так и для иностранных судов.

Как рассказали в Генеральном директорате по судоходству Индии (Directorate General of Shipping), это еще не конец преобразований. С 1 января 2020 года планируется ограничить использование и других пластиковых изделий: запрет распространится на сумки, подносы, контейнеры любых размеров, пищевую пленку, молочные бутылки, пакеты для заморозки, бутылки шампуня, контейнеры мороженого, бутылки для воды и других напитков, любые контейнеры для чистящих жидкостей, подносы с печеньем, стаканчики для горячих напитков, изотермические пищевые упаковки, защитные обертки для хрупких предметов и, наконец, посуду для микроволновых печей, упаковки из-под мороженого, чипсов и крышки от бутылок.

Эта инициатива – только один из шагов Индии к очищению городов и побережий от пластиковых отходов.  Правительство страны ранее заявляло, что планирует полностью отказаться от использования одноразового пластика к 2022 году. В августе международное агентство новостей Reuters сообщало, что к 2 октября этого года планировался общенациональный запрет на пакеты, стаканчики и питьевые соломинки, однако этого не произошло. Тем не менее Индия, являющаяся одной из самых замусоренных стран мира, настроена серьезно.

В качестве причин инициативы по запрету на использование одноразовых предметов из пластика на борту судов в Генеральном директорате по судоходству назвали распространенность умышленного сбрасывания мусора моряками за борт и отсутствие «надлежащего образования и управления, которое приводит к тому, что члены экипажей используют одноразовые пластиковые продукты и избавляются от них  безответственным образом». Не исключено, что это недалеко от истины. Так, в недавнем исследовании Университета Кейптауна была высказана мысль, что торговое судоходство «скорее всего несет ответственность за резкое повышение числа пластиковых бутылок, загрязняющих мировой океан». Также исследователи посчитали, что за большую часть выбросов пластика в воды океана несут ответственность азиатские суда.

– Пока трудно понять, как именно будет действовать этот запрет, однако нельзя не признать, что он вполне оправдан, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Сейчас все больше стран понимают, что использование одноразовых предметов из пластика необходимо сокращать, и кому, как не Индии, где замусоренность достигает невероятных масштабов, начать предпринимать соответствующие меры? Вполне вероятно, что морякам это грозит определенными неудобствами. Рано или поздно подобные ограничения начнут действовать и в других странах: например, Евросоюз с 2021 года остановит производство и продажу пластиковой посуды, в Канаде будет действовать  запрет на ее использование. Это логичные меры, направленные в первую очередь на то, чтобы остановить загрязнение мирового океана, последствия которого могут быть необратимыми.

Со своей стороны РПСМ призывает моряков ответственно относиться к вопросам выброса мусора за борт: может показаться, что одна пластиковая бутылка – это мелочь, не меняющая общей картины, однако именно из таких мелочей и складываются масштабные проблемы.

По материалам TradeWinds, Reuters и safety4sea

↑ 

Наверх