22.10.2019

71 день: история захвата «Stena Impero» из первых рук

Генеральный директор судоходной компании «Stena Bulk» Эрик Ханелл рассказал о том «контролируемом хаосе», который происходил после ареста судна «Stena Impero» в Ормузском проливе, и проблемах, которые приходилось решать, когда танкер оказался втянутым в обострившийся этим летом политический конфликт.

Хроника событий:

11 июля: Иран пытается захватить танкер BP в ответ на захват «Grace 1» в Гибралтаре

19 июля: представители иранских вооруженных сил высаживаются на борт «Stena Impero»

23 июля: в компании «Stena Bulk» все еще ждут разрешения встретиться с экипажем захваченного танкера

25 июля: Великобритания решает сопровождать свои корабли в Персидском заливе

25 июля: «Stena Bulk» вступает в прямые переговоры с иранскими властями

15 августа: Гибралтарский суд разрешает отпустить Grace 1

21 августа: исполнительный директор «Stena Bulk» Эрик Ханелл встречается с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом

4 сентября: Иран отпускает домой семерых членов экипажа «Stena Impero»

23 сентября: Иран заявляет о готовности отпустить  танкер

27 сентября:  «Stena Impero» отправляется из Ирана в Дубай

В пятницу, 19 июля, через 10 минут после того, как Эрик Ханелл вышел из офиса в Гетеборге, ему позвонили. Это был член группы экстренного реагирования технического менеджера «Northern Marine» из Глазго, который сказал, что иранские военные направляются прямо к танкеру «Stena Impero» в Ормузском проливе.

Так началась 71-дневная сага, в которой судовладельцу пришлось преодолеть множество непростых бюрократических препятствий, чтобы добиться освобождения своего судна и 23 членов экипажа.

Вот как вспоминает тот первый звонок господин Ханелл: «Мне позвонил из Глазго член команды  экстренного реагирования и сообщил, что иранские военные направляются к  судну и что они уже несколько раз требовали, чтобы танкер вошел в иранские воды, так как у них есть вопросы. После этого я оставался на связи с теплоходом и слышал все разговоры, которые вел в это время капитан, то есть мы получали свежую информацию и следили за развитием ситуации поминутно. В тот же вечер мне снова позвонили из Глазго и сообщили, что на корабль высадились иранские военные».

Эрик Ханелл был шокирован разворачивающимися событиями: «Происходящее было в высшей степени  абсурдным, при этом мы не понимали,  что и почему происходит. На  тот момент у нас не было никакой информации, и первый вопрос, который у нас возник, был: “Мы что-то сделали не так?” И практически сразу из Глазго нам ответили: “Насколько нам известно, ничего”». Затем наступило томительное ожидание ответа  от иранских властей на вопрос о причинах задержания судна.

На вопрос, понимал ли он тогда, что оказался в центре самой обсуждаемой на тот момент новости в мире, он ответил: «Совершенно нет. Моей первой реакцией было: должно быть, это какое-то недоразумение, и оно разъяснится в течение нескольких часов».

Контролируемый хаос

События продолжали стремительно развиваться: «Я бы назвал это контролируемым  хаосом. Через 15 минут после звонка с сообщением о захвате нашего танкера  «Northern Marine» уже работали с командой экстренного реагирования над урегулированием ситуации. В первые 30 минут мы предприняли первые действия. Основные усилия были направлены на то, чтобы получить информацию от экипажа теплохода и иранских властей». После этого прошло еще 20 минут, прежде чем начали звонить представители прессы. Однако никаких комментариев у представителей компании не было – они сами толком не могли понять, что происходит. На следующее утро Ханелл решил, что необходимо ответить на вопросы прессы. В течение первых 4-5 дней он давал по 50-60 интервью в день.

Неослабевающее давление со стороны СМИ

– Должен признать, давление со стороны СМИ было огромным, – рассказал Ханелл. – Телефонные звонки раздавались непрерывно в течение 24 часов. На отдых у меня оставалось несколько часов в ночное время, а в промежутках мы делали все возможное и невозможное, пытаясь выяснить, что все-таки происходит.

По его словам, самым трудным в первые дни было то, что компания не могла связаться с иранскими властями: «Прошло два или три дня, прежде чем мы получили хоть какой-то ответ от экипажа и подтверждение от иранских властей, что они получили наши письма с просьбами отпустить судно».

В течение всего срока задержания, длившегося 71 день, ни одному из сотрудников компании «Stena Bulk» (естественно, за исключением экипажа), не удалось подняться на борт захваченного танкера. Всю информацию они получали через судового агента, местных представителей клуба взаимного страхования «Swedish Club» и сотрудников посольств, защищавших интересы моряков. «С одной стороны, таким образом мы получали исчерпывающую информацию, с другой – непосредственного контакта с экипажем у нас не было. Морякам разрешали регулярно звонить домой, и какую-то информацию мы узнавали так».

С экипажем обращались хорошо

Ханелл сказал: «Физически моряки никак не пострадали, однако неизвестность – что может произойти дальше, сколько времени это продлится – кого угодно заставит изрядно понервничать, так что психологическое давление экипаж испытал». Судовладелец рассказал, что во время задержания команда старалась не сидеть без дела и выполняла работы по поддержанию судна в рабочем техническом состоянии, но этот танкер – один из самых новых во флоте компании, так что делать там было практически нечего.

– Я уверен, что все моряки прошли через моменты, когда им было очень тяжело и их мучали вопросы, когда они выйдут на свободу, что вообще происходит и какие события их ожидают в ближайшем будущем? Они делали, что могли, и старались поддерживать друг друга – добавил он.

Встреча сдвинула дело с мертвой точки

Одним из решающих этапов в этой истории стала встреча  Ханелла с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, которую удалось организовать правительству Швеции  в Стокгольме 21 августа. «С того момента  в нашем деле наметился прогресс, – считает Ханелл. – Он шел медленно, но дюйм за дюймом мы продвигались в правильном направлении. Я все больше и больше надеялся».

Еще одним поворотным событием, которое произошло за несколько дней до этой встречи, стало решение Гибралтара отпустить « Grace 1». Однако господин Ханелл не собирался втягиваться в политические дискуссии, отказавшись  рассуждать о том, почему его судно подверглось нападению: «Задержание «Grace 1» было одной из предполагаемых причин захвата танкера, другие предположения касались возможных ошибочных действий с нашей стороны. Говорили о столкновении с рыбацкой лодкой, о том, что мы отключили нашу AIS. Однако в действительности мы не нашли никаких свидетельств того, что сделали что-то не так. Мы стараемся не вступать в дискуссию о причинах произошедшего, просто хотим продолжать работать и отправлять наши суда в рейсы».

Только в начале сентября Иран разрешил семи членам экипажа уехать домой. К этому моменту правительство страны дало понять, что судно скоро отпустят. Наконец, 27 сентября ему разрешили отплыть в Дубай.

«Приятное чувство»

– Когда мы узнали, что судно и весь оставшийся экипаж отпустили, вся наша команда, которая на протяжении 71 дня работала над их освобождением, а также родственники и друзья моряков, которые вместе с нами ждали их в Дубае, испытали огромное облегчение и радость,  – рассказал Ханелл. – Через пару дней мы провели небольшой опрос, и все члены экипажа ответили, что  хотят какое-то время побыть дома, но потом совершенно точно готовы снова идти в море.

Сам Ханелл надеется, что «Stena Impero» в самое ближайшее время сможет отправиться в очередной рейс. Также он подчеркнул, что несмотря ни на что, компания не намерена менять флаг тех судов, которые зарегистрированы в Соединенном Королевстве.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что благодаря усилиям судовладельца и вниманию мировой общественности, направленных на освобождение моряков, члены экипажа, в числе которых трое россиян, вернулись домой. Однако смогут ли теперь моряки чувствовать себя спокойно в этих водах, где ранее было зафиксировано несколько взрывов, один из которых совсем недавно прогремел и на иранском танкере – покажет время.  РПСМ считает, что эта зона крайне небезопасна для судоходства, и рекомендует морякам по возможности избегать трудоустройства на теплоходы, рейсы которых пролегают через этот регион.

По материалам Tradewinds


↑ 

Наверх