18.10.2019

ДВРО РПСМ: $600 тысяч – морякам и их семьям

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков подвела итоги работы за девять месяцев 2019 года. Усилиями ДВРО РПСМ морякам и членам их семей было возвращено более 600 тысяч долларов США.

За указанное время в организацию поступило 8 обращений от экипажей судов и 14 индивидуальных обращений от моряков и членов их семей. Поводы для жалоб были разными, однако большая часть проблем касалась условий труда и быта на судах и, конечно, своевременности зарплаты.  

При посещении судов в портах Находка и Восточный инспекторы не только стараются выявить существующие проблемы, но и рассказывают морякам, многие из которых не состоят в профсоюзах и не защищены коллективным договором Международной федерации транспортников, о деятельности МФТ и аффилированных организаций. Как известно, она направлена на улучшение условий труда работников. На встречах члены экипажей часто обращаются к представителям ДВРО РПСМ с просьбой направить судовладельцу нотис о заключении коллективного договора, который даст им достойные социальные гарантии.

Так, за девять месяцев 2019 года инспекторы посетили 64 судна, из которых 7 работают под флагом России и 57 – под иностранными флагами: основная часть – под флагом Панамы (29 судов), 7 – Либерии, 6 – Маршалловых островов и 5 – Мальты. Помимо этого встречались  флаги Того, Кипра, Сьерра-Леоне, Гонконга. Из 64 теплоходов только на 13 были коллективные договоры с МФТ и РПСМ. В связи с этим ДВРО РПСМ направила судовладельцам 40 нотисов с предупреждением о необходимости подписания коллективного договора МФТ. Во время посещений судов инспекторам удалось пообщаться с 1230 моряками, из которых 243 – россияне. Членам экипажей в ходе встреч передавались журналы и газеты, подробно рассказывающие о деятельности МФТ и РПСМ.

Как отметил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, при посещении судов инспекторы уделяли особое внимание правильности установки и оборудования трапа, наличию спецодежды и обуви, ее стирке и хранению, а в зимнее время – присутствию теплой одежды. Кроме того, в холодное время года возникали и другие вопросы, имеющие огромное значение для безопасности членов экипажей: особенно следили за тем, чтобы на палубе не было льда и снега, так как перемещение по неочищенной поверхности может привести к серьезной травме. Замечания по этим вопросам устранялись за время нахождения инспекторов на судах.

Однако не менее важное место уделялось проверке документации, в первую очередь – страховых свидетельств о финансовой гарантии судовладельца перед экипажем при банкротстве компании, а также их семьями в случае гибели моряков. Их наличие на борту с точки зрения Сводной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве является обязательным. Фактически на всех проверенных судах страховые свидетельства действительно были, однако проблема в том, что часто моряки не знают, на какую сумму их застраховал судовладелец в случае смерти. Кроме того, инспекторы отметили, что в большинстве контрактов на судах под флагом РФ не указаны суммы страховки, в то время как страховые компании заявляют, что осуществляют выплаты в соответствии с условиями трудовых договоров.

 – Посещения судов в этом году в очередной раз привели нас к выводу, что только наличие на борту коллективного договора МФТ и РПСМ решает практически все эти вопросы, – отметил Николай Суханов. – Так, к примеру, из  7 российских судов, проверенных инспекторами, ни на одном не было коллективного договора РПСМ, где четко были бы обозначены страховые суммы около 40 тысяч долларов в случае гибели моряка, а базовая ставка матроса 1 класса была бы на уровне, рекомендованном Международной организацией труда – 618 долларов США. Иногда базовая ставка была совершенно мизерной – в частности, на танкере «Кайрос» под флагом России она составляла всего 3480 рублей. Излишне говорить, что от отсутствия колдоговора страдают моряки, поэтому так важно вести работу по заключению соглашений.

↑ 

Наверх