02.10.2019

«Мы не теряем надежды быть услышанными и решить проблемы». ЧАСТЬ III

Права моряков с судов РМРС сохранены 

Много внимания и усилий РПСМ потратил при принятии пакета законов, регламентирующих создание и функционирование в сфере торгового мореплавания Российского международного реестра судов (РМРС), вошедших составной частью в КТМ РФ. РМРС образовался с целью возврата судов под национальный флаг и привлечения иностранного флота под юрисдикцию РФ.  

Так, РПСМ удалось добиться того, что при освобождении владельцев судов, зарегистрированных в этом реестре, от страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, выпадающие из-за этого доходы фондов должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. 

– Таким образом нам удалось в полном объеме сохранить права членов экипажей судов РМРС на пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями по социальному страхованию вследствие временной нетрудоспособности и по беременности и родам, – объясняет Юрий Сухоруков. 

КТМС заставила работать КТМ РФ

Новый импульс работе над совершенствованием КТМ РФ дали ратификация и вступление в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве. 

– Действительно, КТМ РФ – серьезный нормативный документ, через который в том числе происходит имплементация международных договоров, подписанных как СССР, так и РФ, – говорит председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока РПСМ, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. – Другими словами, это – фактическая реализация международных обязательств Российской Федерации на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Что касается задержания судна, а если точнее – отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве, – об этом говорится в ст. 80 КТМ, и это положение соответствует Стандартам А5.2.1(6) и А5.1.4 (7) КТМС. В КТМ РФ эта норма закрепилась лишь после выхода Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 20.12.2017 N 400-ФЗ. 

– Благодаря настойчивости РПСМ нормативные положения КТМС о контроле за условиями труда моряков на борту судов со стороны портовых властей и об их праве отказывать в выходе из порта судам в случае установления нарушений трудовых прав моряков получили закрепление в ст. 79 и ст. 80 КТМ РФ, что существенным образом повысило уровень защищенности  членов экипажей морских судов, – уверен Валерий Нефедов.

Морякам – пособие по безработице

Среди других инициатив РПСМ, направленных на совершенствование КТМ и социально-экономических интересов моряков, – предложение об имплементации в российское законодательство конвенционного Правила 2.6 о «Компенсации морякам в случае утраты или затопления судна» и подготовка проекта закона о внесении соответствующего дополнения в п. 3 ст.60 КТМ РФ. Эта работа проходит в формате действующей под эгидой Минтранса РФ Межведомственной комиссии (МВК) по подготовке к реализации в РФ КТМС.

Такая норма обяжет судовладельцев производить выплаты пособия по безработице, вызванной не только утратой или затоплением судна.  

На данный момент в соответствии с ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным с работы или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Для получения этих выплаты от государства, человек должен быть официально признан безработным. 

– КТМС не ставит таких условий: единственным основанием для компенсации является затопление или утрата судна. При этом обязанность по выплате пособия лежит на судовладельце. Такую норму необходимо внедрить, потому что действующие законы не учитывают условия и порядок наступления права на компенсации подобного рода, – говорит Юрий Сухоруков. – Кроме того, установленные Федеральным законом правила определения размеров пособия не соответствуют рекомендациям КТМС. РПСМ предлагает делать выплаты за все время, в течение которого член экипажа остается без работы, но не более чем за два месяца, в случае если теплоход был утерян или затонул, а размер пособия при переводе судна под иностранный флаг исчислять, исходя из среднемесячной заработной платы моряка по трудовому договору.

– При этом мы предлагаем установить такую обязанность не только в случае «физической» утраты или затопления судна, но также при передаче российских судов под иностранную юрисдикцию, поскольку при этом также происходит потеря рабочих мест для российских  моряков и ущемляются их права на занятость, – добавляет Валерий Нефедов. – Кроме того, такая мера станет препятствием для злоупотребления правом на перевод судов под иные флаги и поможет сохранить национальный флот. 

Продолжение следует

↑ 

Наверх