30.09.2019

«Мы не теряем надежды быть услышанными и решить проблемы». ЧАСТЬ I

В 2019 году Кодексу торгового мореплавания (КТМ) РФ – основному инструменту, регулирующему отношения торгового мореплавания на территории нашей страны, исполнилось 20 лет. За это время он претерпел множество изменений, однако назвать документ совершенным нельзя: в нем есть существенные изъяны, негативно отражающиеся на защищенности членов экипажей судов в сфере трудовых и связанных с ними иных прав. 

В частности, речь идет о нарушении приоритетного права российских членов экипажей на рабочие места на судах в Арктике; отсутствии контроля за соблюдением разрешительного порядка использования труда иностранных граждан в качестве членов экипажей на российских морских судах; уклонении части российских судовладельцев от юрисдикции РФ посредством незаконной передачи своих судов в эксплуатацию иностранным партнерам без смены флага РФ; законодательном закреплении обязанности судовладельцев производить выплаты пособия по безработице, вызванной утратой (затоплением) судна и временного перевода теплохода под флаг иностранного государства. 

Кроме того, КТМ РФ ненадлежащим образом регулирует вопрос лоцманского обеспечения в портах России. 

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) уверены: несмотря на то, что нормы КТМ РФ не направлены непосредственно на регулирование трудовых отношений, усовершенствование Кодекса торгового мореплавания РФ позволит максимально обеспечить защиту прав членов экипажей морских судов, плавающих под флагом России. 

На смену КТМ СССР 

Первый КТМ Союза ССР был принят в 1929 году, второй – в 1968 году. Эта редакция просуществовала вплоть до 1999 года и в целом успешно вписалась в рыночные условия, поскольку в силу объективных причин торговое мореплавание советской страны являлось частью глобального судоходства и подчинялось международным условиям в таких вопросах, как, например, договор фрахтования судна, морского страхования и т. п. 

Тем не менее КТМ СССР все же требовал существенных изменений в связи с переменами социально-экономической обстановки, в которой принимался документ, необходимостью полного восприятия в новом документе целого ряда требований международных морских стандартов, нового законодательства Российской Федерации, а также в связи с реорганизацией системы управления морским судоходством. 

Учитывая это, в середине 90-х гг. прошлого столетия Министерство транспорта РФ начало активную работу по подготовке проекта КТМ РФ, в которой в том числе участвовал РПСМ. Профсоюз вносил предложения по страхованию здоровья, жизни, имущества и заработной плате членов экипажей российских морских судов, защите национального морского рынка труда посредством ограничения принятия на работу в состав экипажей иностранцев и лиц без гражданства. Однако более продуктивная работа над этими и другими инициативами началась на стадии рассмотрения проекта КТМ РФ в Государственной Думе Федерального Собрания. 

– РПСМ удалось включить своего представителя в качестве эксперта в состав Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике парламента страны, который был ответственным в нем за прохождение и принятие КТМ РФ в качестве Федерального закона, – вспоминает председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Мы понимали важность и значимость этого документа не только для целей торгового мореплавания, но и для соблюдения социально-трудовых интересов тружеников флота. 

Страховать нельзя игнорировать

Так, с учетом характерных для 90-х гг. массовых нарушений трудового права членов экипажей российских судов на заработную плату по инициативе РПСМ в ст. 60 КТМ РФ появилась норма об обязанности судовладельцев страховать не только заработок моряков, но и другие причитающиеся членам экипажа за работу на борту судна суммы, включая расходы на репатриацию. 

– Забегая вперед, отмечу: несмотря на наши усилия по созданию правового механизма реализации этой нормы, и то, что, будучи декларативной, она долгое время не работала, норма все-таки получила признание со стороны международного сообщества много позже – в виде поправки к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), обязывающей судовладельцев страховать финансовую ответственность перед членами экипажей в части расходов по их репатриации, – говорит главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов.  

Так, в 2017-2018 гг. представители Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков посетили 155 судов в портах Находка, Восточный и Козьмино. По итогам посещений ДВРО РПСМ составила список компаний, которые страхуют ответственность работодателя на судах, где работали россияне, и количество судов, застрахованных в них. Среди прочих в него вошли: «Ингосстрах» (Москва) – 21 судно, «Согласие» (Москва) – 5 судов, «Росгосстрах», «Пари», «АМТ Страхование» (Москва) – по два судна, «АЛЬФА» (Москва) – одно судно.

В качестве положительного примера можно привести работу «РОСГОССТРАХ»: компания оплатила перелет повара, боцмана и донкермана российского судна «Палладий» из Пусана до Владивостока и выплатила им задержанную заработную плату за последние четыре месяца. Это стало возможным благодаря наличию на борту танкера свидетельств о страховании финансовой ответственности судовладельца перед моряками. 

Справедливости ради следует отметить, что положения КТМС о страховании финансовой ответственности судовладельцев за репатриацию своих моряков выполнены Российской Федерацией не в полной мере. 

– Вместо создания системы таких финансовых гарантий, основанной на нормативно-правовой базе соответствующего уровня и обязательной к исполнению, у нас пока действует юридический паллиатив в виде добровольного страхования, поэтому над этим вопросом еще придется работать, – отмечает В. Нефедов.

Продолжение следует

↑ 

Наверх