27.09.2019

«Несчастные случаи в закрытых помещениях – не вина экипажа, а его беда». ЧАСТЬ II

Помощь во вред

Особый случай – когда на судне происходит экстренная ситуация, в которой морякам приходится быстро принимать решение, если член экипажа попал в беду. Несмотря на обязательные тревоги по входу в закрытые помещения и поиску пострадавшего, многие забывают о мерах предосторожности и могут пойти в танк без всяких средств защиты.

Так, например, в апреле этого года Береговая охрана США выпустила предупреждение в связи с гибелью троих моряков на морской передвижной буровой установке. Чтобы осушить одну из опор судна, экипаж применил для откачки мотопомпу, которая была опущена в балластный танк. Одному из матросов и электрику было поручено следить, как проходит операция обезвоживания. Никому не сообщив, матрос спустился в опору, предположительно для того, чтобы проверить работу насоса, где и потерял сознание. Электрик начал беспокоиться, когда не увидел матроса на палубе и сам спустился вниз, где нашел его в бессознательном состоянии. Там он сам чуть было не задохнулся, однако ему все же удалось покинуть помещение и сообщить о происшествии другому матросу и токарю. Первый спустился на помощь потерявшему сознание, второй – поспешил сообщить об инциденте капитану. 

После этого капитан, суперинтендант и токарь, не надев никакого защитного оборудования, тоже спустились в опору. В результате выжить удалось только капитану и суперинтенданту, которых спас буровой мастер, воспользовавшийся автономным дыхательным аппаратом, чтобы их вызволить; оба матроса и токарь погибли.

Очевидно, что не все члены экипажа отдавали себе отчет в том, насколько опасным может быть даже кратковременный вход в закрытые помещения. В итоге под воздействием стрессовых факторов и из необходимости действовать быстро, моряки и даже капитан судна забыли о необходимых мерах защиты. И таких случаев множество: так, в 2018 году представители страхового сообщества «UK P&I Club» в ходе семинара по предупреждению потерь в Сингапуре заявили, что 60% смертей в закрытых помещениях являются не следствием первоначального инцидента, а следствием незапланированных спасательных операций, производимых без принятия необходимых мер предосторожности.

«Многие учения никогда на самом деле не проводились»

Специалисты считают, что моряки не всегда четко понимают, какие риски представляет та или иная работа на борту. В частности, это находит отражение и в том, как проходят учения. Например, капитан Ив Ванденборн (Yves Vandenborn), директор по предотвращению потерь страхового клуба «The Standard Club» высказался о том, что тревоги часто не дают морякам полного представления об экстренной ситуации и не готовят их к реальной опасности. «Не говоря уже о том, что многие записанные учения никогда на самом деле не проводились, – отметил он. – Ложные отчеты о тревогах – это общее место, хотя обычно их довольно просто вычислить по идентичному таймингу».

Чтобы учения были эффективными и действительно готовили моряков к инцидентам, считает он, во-первых, следует их разнообразить – чтобы каждый раз тренировка проходила в разное время и с разным сценарием развития событий, из которого можно было бы вынести что-то новое. Во-вторых, важно делать тревоги более реалистичными и вынуждать членов экипажа принимать решения под давлением, использовать оборудование, которое им пришлось бы активировать в случае реального инцидента. 

Кроме того, необходимо акцентировать внимание членов экипажей на опасности: так считают сами моряки, участвовавшие в исследовании «InterManager». Для этого необходимо, чтобы судовладельцы приоретизировали культуру безопасности, а также использовали «фактор страха» для того, чтобы привить всем членам экипажа осознание опасности работы в замкнутом пространстве. В частности, респонденты порекомендовали сменить название закрытых помещений на «опасные» и даже «смертельно опасные».

Конструкция судна как источник опасности

Одному из важнейших факторов, делающих закрытые помещения небезопасными – их дизайну – уделяется крайне мало внимания даже в расследованиях происшествий, что несправедливо. Ведь, по сути, несчастные случаи происходят во многом потому, что такие пространства трудно провентилировать, они зачастую не освещены, не имеют встроенной системы обнаружения газа, вход в них небольшой и нередко в них непросто даже пронести оборудование, не говоря уже об осуществлении спасательной операции. Все эти факторы напрямую влияют на число происшествий.

Решением было бы обеспечить помещения такими технологиями, которые бы значительно ограничили необходимость входа человека в замкнутые пространства. Однако до сих пор судостроение в достаточной степени не озаботилось этими вопросами, уделяя основное внимание другим аспектам – вместимости судов, автоматизации, снижению числа вредных выбросов. Пока никаких предпосылок к тому, что в ближайшее время конструктивно суда изменятся таким образом, что закрытые помещения перестанут представлять опасность, нет. Поэтому решение в первую очередь стоит искать именно в плоскости организации операций.

Собственная безопасность – превыше всего

Проблема несчастных случаев в закрытых помещениях – комплексная. Свою роль в ней играет и конструкция судов, и политика судовладельца. Но в РПСМ считают, что основная причина происшествий  – в избыточной нагрузке на членов экипажей и связанной с ней усталости:

– Несчастные случаи в закрытых помещениях судна – это не вина экипажа, а его беда, – считает Евгений Хижняк.  – Перед моряками и комсоставом теплохода могут стоять просто невыполнимые задачи – в короткие сроки подготовить теплоход к отходу, когда выделенного времени не хватает на выполнение всех необходимых процедур, а моряков на борту недостаточно. Бывают случаи, когда некоторые инструкции не выполняются не из халатности или умышленно, а из необходимости выполнить ту или иную операцию как можно быстрее, чтобы соответствовать подчас нереалистичным запросам компании. Единственным действенным решением могло бы стать увеличение численности экипажа, однако работодатели идти на это по понятным причинам не очень хотят: ведь для них это прежде всего будет означать дополнительные расходы. Поэтому морякам важно оставаться бдительными и помнить, что собственная безопасность – превыше всего. И прежде, чем что-то делать, нужно вспомнить, что правила техники безопасности написаны, к сожалению, кровью.

↑ 

Наверх