10.09.2019

Игнорирование правил входа в закрытые помещения привело к трагедии

Несмотря на то, что существуют четкие правила по входу в закрытые помещения судов и все моряки узнают о них еще на этапе обучения, число несчастных случаев в замкнутых пространствах с каждым годом только растет.  Почему это происходит? Часто члены экипажей просто игнорируют необходимые процедуры, надеясь, что все обойдется само собой. Однако на практике это нередко оборачивается настоящей трагедией. Примеров этому огромное количество: в частности, недавно анализ одного из несчастных случаев опубликовал страховой клуб «UK P&I Club».

На загруженном балкере необходимо было провести периодическую проверку в одном из редкопосещаемых закрытых помещений судна, которое до этого не открывали около шести месяцев.  Старший помощник капитана проинструктировал боцмана открыть люк в вертикальную шахту входа на главной палубе и установить над ним небольшой вентилятор. Тем временем в своей каюте он доделал разрешение на работу в замкнутом помещении и примерно через двадцать минут присоединился к боцману у люка. После этого старший помощник сказал боцману убрать вентилятор и подождать у выхода, пока он проведет инспекцию. Предполагалось, что он будет проверять персональным газоанализатором состояние воздуха на каждой платформе трапа перед тем, как спуститься дальше вниз, одновременно поддерживая связь по рации. После того, как старший помощник спустился до конца трапа, он не вышел на связь. Боцман сообщил об этом на мостик и сам пошел к пострадавшему  на помощь, однако приблизившись к нижней части трапа, потерял сознание. Другие члены экипажа провели спасательную операцию  в закрытом помещении, надев автономные дыхательные аппараты. Боцман впоследствии очнулся, старший помощник так и не пришел в себя.

Анализ инцидента показал, что были допущены многочисленные организационные ошибки: так, подготовка ко входу не соответствовала требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) и Системы управления безопасностью (СУБ) компании. При том, что в закрытое помещение не входили в течение долгого времени, никакой естественной вентиляции в нем не было, а установленный боцманом вентилятор был достаточно слабым и не подходил для такой работы, вентилирование пространства проводилось в течение очень короткого периода времени и практически не коснулось нижних частей закрытого помещения. Не была проведена оценка риска, разрешение на проведение работ не оформили должным образом.  Старший офицер слишком понадеялся на портативный газоанализатор вместо того, чтобы заранее удаленно проверить состояние воздуха в закрытом помещении.

Кроме того, поступок боцмана, поспешившего на помощь потерявшему сознание старшему помощнику, хоть и преследовал благие цели, на практике только подверг свою жизнь риску и затруднил спасение коллеги другими членами экипажа.  

– Такие случаи наглядно показывают необходимость максимально точно следовать правилам безопасного входа и работе в закрытых помещениях, – рассказал Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – Важно помнить: любое такое пространство представляет опасность для жизни и здоровья членов экипажа. Не стоит молчать, если есть какие-то сомнения в безопасности планируемого входа – лучше приостановить работы и удостовериться, что все в порядке, чем рисковать собственной жизнью. Необходимо обязательно провести предварительные замеры воздушной среды в помещении. И только после этого, убедившись, что концентрация вредных газов не превышает норм, морякам можно входить и работать в закрытом помещении.

По материалам safety4sea

↑ 

Наверх