26.07.2019

Моряки на переднем крае

Международный переговорный форум (IBF) начал обсуждение ситуации в Оманском заливе и Ормузском проливе. Первая реакция последовала в связи с усилившейся агрессией, направленной на торговые суда, работающие на Ближнем Востоке, кульминацией которой стал захват танкера «Stena Impero» 19 июля. 

IBF − это собрание, в котором участвуют Международная федерация транспортников (МФТ) и международные морские работодатели, объединенные в Сводную группу предпринимателей (JNG).  Соглашения IBF доступны только для судоходных компаний, являющихся членами JNG, а подписывать их могут лишь членские профсоюзы МФТ.

– Мы испытали первый шок, когда 12 мая несколько мощных взрывов прогремели в порту Фуджейра (ОАЭ), и пожары охватили семь нефтяных танкеров. После серии атак против торговых судов продолжились. Моряки, выполняющие свою работу, оказались в опасности, их семьи страдают. В рамках Международного переговорного форума Сводная группа предпринимателей будет вести диалог с Международной федерацией транспортников, чтобы понять, как мы можем обеспечить безопасность и благополучие моряков, по долгу службы находящихся в регионе, – сказал председатель JNG, капитан Коичи Акамине.

Выступая от имени МФТ, Дэвид Хейндел, председатель секции моряков, отметил: «Такой риск для жизни и здоровья моряков совершенно неприемлем. IBF призывает к дипломатическому урегулированию ситуации и снижению напряженности на Ближнем Востоке. Мы также требуем, чтобы правительства приложили все усилия для освобождения экипажа «Stena Impero». Кроме того, их прямая обязанность  – обеспечить безопасный проход коммерческих судов через Ормузский пролив  и Оманский залив».

Стороны IBF взяли на себя обязательство следить за развитием ситуации и собраться для обсуждения на следующей неделе. 

Тем временем Международный морской профсоюз «Nautilus International» (NI) – членская организация МФТ – добивается срочного заседания Комитета по военным операциям Великобритании (Warlike Operation Area Committee, WOAC), чтобы рассмотреть вопрос о включении Ормузского пролива в перечень районов с высоким риском военных действий. Кроме того, NI призывает усилить военно-морскую поддержку торгового судоходства в регионе для защиты свободы мореплавания.

WOAC – совместный орган профсоюза и Британской палаты судоходства, решения комитета распространяются, прежде всего, на суда британских судовладельцев. Однако авторитет WOAC достаточно высок, чтобы они имели международное значение.

Причиной инициативы стал инцидент с танкером «Stena Impero», который 19 июля захватил иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР). На борту – 23 члена экипажа, в их числе граждане Индии, Филиппин, Латвии и России. Согласно полуофициальному иранскому информационному агентству «Fars», судно было доставлено в иранский порт Бендер-Аббас, все моряки останутся на борту до завершения судебных разбирательств (на фото «Fars»  чиновник беседует с членами экипажа на борту судна). 

Действия Ирана здесь можно рассматривать как ответ на задержание в начале июля британскими ВМС танкера «Grace 1» в Гибралтаре. 

В «Nautilus International» уверены: моряки ни при каких обстоятельствах не должны становиться заложниками политических игрищ. И если судовладельцы, зная, что будут работать в потенциально опасном районе, страхуют свои суда и грузы по повышенным ставкам, чтобы уберечься от возможных убытков, то почему моряки, находящиеся на переднем крае, должны быть последними из тех, кто защищает свои интересы?

В то же время так называемый Объединенный военный комитет (Joint War Committee, JWC), объединяющий представителей страховых компаний ассоциаций «Lloyda» и IMA, работающих в области судоходства, считает, что ситуация в регионе находится под сравнительным контролем. На своем последнем заседании в мае этого года JWC внес в зону риска воды Персидского и Оманского залива к западу от 58 градусов восточной долготы. Что решат страховщики в свете развивающихся событий, станет известно не раньше августа – заседания комитета проводятся раз в квартал.

Российский профсоюз моряков (РПСМ)  членская организация МФТ  отмечает, что в интересах членов экипажей работают Международный переговорный форум (IBF) и Международная федерация транспортников. Так, в зависимости от типа колдоговора, действующего на судне, существует два списка зон военных действий и повышенной опасности.

Для судов с договорами IBF эти зоны утверждает Комитет форума IBF по определению зон военных действий. Ознакомиться со списком можно ЗДЕСЬ.

Для судов с договорами TCC (полной стоимости экипажа) зоны определяет МФТ. Документ о зонах военных действий по определению МФТ доступен ЗДЕСЬ.

Такие определения зон военных действий – IBF или МФТ – должны прилагаться к колдоговорам, находиться на борту каждого судна и в любой момент доступны для каждого члена экипажа.

Добавим, что внесение того или иного региона в список зон означает дополнительное страхование жизни и здоровья моряка, а также повышенные ставки оплаты труда. Кроме того, член экипажа, узнавший о том, что судно направляется в такую зону, имеет право списаться с борта за счет судовладельца. 

На текущий момент, ни Персидский, ни Оманский заливы, ни Ормузский пролив в перечень не входят, но есть большая вероятность, что инициатива «Nautilus International» изменит ситуацию.

По материалам БТО РПСМ

↑ 

Наверх