22.07.2019

Круизный лайнер спас 111 мигрантов

Непрекращающиеся попытки пересечь Средиземное море говорят о том, что гуманитарный кризис, связанный с незаконной миграцией по морю, все еще актуальная проблема для судоходной отрасли. Так, в субботу круизный лайнер «Marella Discovery» спас 111 мигрантов, в числе которых было 33 ребенка, терпящих бедствие в 40 морских миля от полуострова Пелопоннес. Их доставили в греческий порт Каламата, а местная береговая охрана арестовала двух перевозчиков людей с лодки. 

Международная организация по миграции сообщает, что с января по июнь этого года в Европу морским путем прибыли 26 090 мигрантов и беженцев, что на 35% меньше, чем показатели за этот же период времени в 2018 году. При этом основной поток пришелся на Испанию и Грецию – 82%. Меньше всего людей приняли Италия, Мальта и Кипр. 

В этом году по меньшей мере 426 мужчин, женщин и детей погибли при попытке добраться до Европы: только 82 человека – в крушении судна чуть более двух недель назад. Причем отчаянные действия мигрантов поставили в невыгодное положение экипажи торговых судов и добровольческие команды спасения, действия которых приводят к задержанию, заключению и реальным срокам. 

Так, экипаж спасательного судна «Iuventa» немецкой неправительственной организации «Jugend Rettet» находится под следствием за спасение около 14 тысяч мужчин, женщин и детей, терпевших бедствие в Средиземном море. Итальянские следователи подозревают моряков «Iuventa» в оказании содействия незаконной миграции. Членам экипажа грозит до 20 лет тюрьмы и штраф в размере 15 тысяч евро за каждого спасенного человека! 

Другой пример – весной 2018 года суд Греции приговорил украинского моряка к 70 годам тюрьмы. Столь суровое наказание он получил «за нелегальную перевозку беженцев из Сирии».

История капитана Каролы Ракете закончилась намного лучше. Ее арестовали по подозрению в незаконной перевозке беженцев из Ливии. По словам капитана, 12 июня она спасла 53 человек, дрейфовавших на лодке в Средиземном море. Все они перебрались на судно «Sea-Watch 3», которое сразу же направилось в Лампедузу для высадки людей. Однако местная береговая охрана пыталась блокировать вход спасательного судна в итальянский порт. В результате власти разрешили высадку 13 мигрантов по состоянию здоровья, а арест Ракете последовал за решением суда отказать в приеме оставшихся спасенных мигрантов. Эта история вызвала беспрецедентные политические дебаты в Италии по поводу иммиграции и криминализации моряков, которые обязаны спасать людей, терпящих бедствие на море. В начале июля капитана все-таки освободили, признав, что она выполняла свой долг по спасению на море.

Тем временем на свой страх и риск организация «Врачи без границ» (MSF) объявила, что начнет поисково-спасательные операции в Центральном Средиземноморье. MSF заявляет, что правительства должны прекратить мстительную политику, которая приводит к гибели людей на море и несправедливым задержаниям. Новое судно «Ocean Viking» начнет работу в конце месяца.

Ранее Международная федерация транспортников выразила обеспокоенность по поводу отсутствия у Европейского Союза политического решения проблемы мигрантов на море. Кроме того, МФТ не раз заявляла, что полностью поддерживает усилия моряков торгового флота и гуманитарных организаций, которые ежедневно вносят неоценимый вклад в предотвращение гибели людей в море. 

Между тем проблема криминализации моряков не решается. Судовые команды сталкиваются со сложным выбором – помогать или не помогать людям в беде. Парадокс заключается в том, что какое бы решение они не приняли, их обвинят либо в оставлении терпящих бедствие, либо в пособничестве незаконной миграции.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что государства должны объединиться и решить сложившиеся проблемы как на законодательном уровне, так и путем создания специальных спасательных операций. Гражданские суда не оборудованы должным образом для того, чтобы принимать на борт большое количество людей и не предполагают наличия соответствующих запасов еды, воды и спальных мест. 

По материалам maritime-executive и itfglobal

↑ 

Наверх