24.06.2019

«Наша цель – включить моряков в законодательное поле ЕС»

В пятницу, 21 июня, в Брюсселе (Бельгия) состоялось ежегодное заседание морской секции Европейской федерации транспортников (ЕФТ). В его работе участвовали представители морских профсоюзов со всей Европы, в том числе Российского профсоюза моряков (РПСМ). Социальный демпинг, автоматизация, визовый вопрос, взаимодействие с братскими докерскими профсоюзами – вот короткий перечень тем, прозвучавших на встрече.

Красной нитью через все мероприятие прошла тема социальной справедливости – ключевой линии политики ЕФТ. «Моряки годами дискриминируются, – сказал председатель морской секции ЕФТ из Греческого профсоюза моряков (PNO) Агис Целентис. – Наша цель – включить их в законодательное поле ЕС».  

Так, в повестке дня довольно остро стоит визовый вопрос. Как известно, члены экипажей получают визы на общих основаниях, как туристы, хотя их цель – рабочая, то есть для посадки на судно или репатриации из зарубежной страны. Иногда виза нужна в срочном порядке, что называется «здесь и сейчас». Однако ожидание шенгенской визы может занять до нескольких недель. Это, пожалуй, наиболее сложный в получении разрешительный документ для моряков. 

Секретарь ЕФТ Филипп Альфонсо отметил, что визовый вопрос находится на контроле ЕФТ. По его словам, на сегодняшний момент специальная комиссия разрабатывает рекомендации по упрощению визового режима, которые в дальнейшем будут предложены Европейской комиссии. 

В поле зрения ЕФТ есть другая немаловажная проблема – социальный демпинг на рынке труда. Борьба с тенденцией, когда европейские судовладельцы, регистрируя суда под удобными флагами, нанимают моряков из третьих государств на копеечные по европейским меркам зарплаты, – одна из главных в работе ЕФТ. В планах федерации – создание так называемого Единого морского пространства. Работа вокруг этого проекта идет уже на протяжении года. Так, морские профсоюзы хотят, чтобы Европейский парламент принял закон, который предоставит морякам любой национальности, работающим в ЕС, одинаковые права и гарантии. 

Однако у этого вопроса есть и другая сторона медали: в каждой стране различная система налогообложения. Кристиан Рос из Бельгийского морского профсоюза отметил, что, например, бельгийский капитан платит подоходный налог в размере 45%, а польский, российский или филиппинский – в 2-3 раза меньше. Сложность заключается в том, как при равноценной оплате труда не ухудшить положение моряков, проживающих в странах с высоким налогообложением. 

Помимо этого участники заседания обсудили автоматизацию, отметив хорошую координацию по этому вопросу с Европейской ассоциацией судовладельцев (ECSA), а также проект «MapMar», идея которого заключается в сборе точных данных о моряках, работающих по европейским стандартам занятости. Кроме того, морская секция ЕФТ обсудила проведение масштабной конференции «Fair Shipping» в ноябре 2019 года с целью распространения знаний о европейских стандартах занятости в судоходстве.  

На фото: председатель морской секции ЕФТ Агис Целентис

↑ 

Наверх