13.06.2019

Индия запретила своим морякам работать в Гвинейском заливе

На прошлой неделе в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) прошел однодневный симпозиум по безопасности на море в Гвинейском заливе. В нем участвовали военные, моряки, а также представители круинговых агентств, государств флага, Международного и Балтийского морского совета (BIMCO), Международной палаты судоходства (ICS), Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA), Международного морского форума нефтяных компаний (OCIMF) и Международной федерации транспортников (ITF). В целом все выступавшие на мероприятии подчеркнули, что регион только начинает наращивать потенциал по борьбе в пиратством, который в целом сосредоточен на сотрудничестве, но отрасль считает, что пора принимать конкретные действия. Индия первой отреагировала на призыв. 

Симпозиум по безопасности на море в Гвинейском заливе был организован с целью привлечения внимания к сохраняющейся опасности для моряков, работающих в западноафриканском регионе. Открывая встречу, д-р Грэхем Хендерсон, председатель Консультативного комитета по оборонному судоходству Великобритании и вице-президент «Shell Shipping & Maritime», сказал: «Высокий уровень пиратских и вооруженных грабежей в Гвинейском заливе неприемлем. Это происходит каждый день, и это не бизнес. Нам нужно срочно принять меры». 

Свою обеспокоенность он подкрепил данными Международного морского бюро. В них говорится, что число нападений в регионе Гвинейского залива удвоилось в 2018 году, отмечается заметное увеличение вооруженных грабежей и похищений людей с целью получения выкупа. За первые три месяца текущего года в этом регионе было зарегистрировано 22 нападения на суда, включая 21 случай похищений людей, причем за указанный период не поступало сведений о захвате заложников из других регионов мира. Хендерсон также привел в пример информацию эксперта по пиратству, профессора Бертана Моне, который брал интервью у пиратов в дельте Нигера. Тогда он подсчитал, что примерно 10 бандформирований ответственны за большинство нападений в этом районе. По его словам, они хорошо организованы и мотивированы.

Д-р Дакуку Петерсайд, генеральный директор Агентства по морскому управлению и безопасности Нигерии (NIMASA), признал, что риски в Гвинейском заливе существуют, но заявил, что для сдерживания пиратов уже предпринимаются новые инициативы. Он заверил, что буквально в течение нескольких месяцев это явление может стать «историей». «У нас нет другого выбора, кроме как работать вместе, но мы не можем навязывать друг другу решения», – отметил Петерсайд. 

Якоб Ларсен, глава службы безопасности BIMCO, отметил, что региональные государства должны сыграть свою роль в противостоянии: «Нигерийское пиратство в основном затрагивает небольшой географический район размером около 150 х 150 морских миль. Проблема может быть решена легко и быстро, особенно если Нигерия будет сотрудничать с международными военно-морскими силами. Эта страна держит ключ к решению проблемы».

– Мы призываем все заинтересованные стороны принять активное участие в этом вопросе и работать с государствами-членами, чтобы поддержать предложения, которые могли бы помочь снизить риски для моряков, – сказал Рассел Пегга, советник по безопасности OCIMF.

– Недопустимо, что моряки, выполняя свою работу, подвергаются опасности, нам нужно, чтобы власти стран предприняли действия прямо сейчас, – заключил генеральный секретарь Международной палаты судоходства Гай Платтен. 

Первой на призыв отреагировала Индия. В циркуляре, опубликованном Генеральным управлением судоходства страны, говорится, что индийские экипажи являются объектами нападений пиратов, поэтому действующим с одобрения государства круингам предписано не нанимать индийцев на судах, работающих исключительно в Гвинейском заливе. Согласно официальной статистике, в Индии около 200 тысяч моряков, эта страна – третий в мире поставщик рабочей силы для судоходной отрасли.

 – Пиратские нападения в Гвинейском заливе приобретают более агрессивный характер,  здесь все чаще происходят угоны, вооруженные ограбления судов и похищения моряков с целью выкупа, – написал капитан Аниш Джозеф в документе, адресованном судовладельцам, менеджерам, капитанам, классификационным обществам и другим заинтересованным сторонам. – Я обратил внимание Генерального управления, что иностранные граждане, особенно индийские моряки, подвергаются избирательным атакам пиратов и грабителей. 

В тексте упоминаются «два недавних инцидента», которые затронули индийских моряков. Конкретно, о каких инцидентах идет речь – не указано, однако, известно, что в апреле  2019 года шестеро граждан Индии были похищены с танкера, принадлежащего компании «Tomazos Shipping».  

Отметим, что Нигерия имеет самую протяженную береговую линию в Гвинейском заливе, поэтому здесь часто происходят пиратские нападения. Индия является ее крупнейшим торговым партнером: практически вся экспортная нефть приходит в страну из Нигерии.

– Безусловно, запрет на работу в Гвинейском заливе – эффективная мера в решении вопроса по обеспечению безопасности моряков, однако саму проблему пиратства не решает, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Более того, такой шаг лишает моряков права выбора – идти в пиратоопасную зону или нет. Все-таки они сами должны взвешивать все «за» и «против». Наилучший же вариант – работа на судне по коллективному договору МФТ. Согласно соглашению, любой член экипажа должен быть заранее предупрежден о маршруте, пролегающем через зону пиратского риска, каждый моряк может выбрать – отказаться от такого рейса без риска потерять работу в компании или согласиться. В последнем случае член экипажа получит бонус за каждый день работы в пиратоопасной зоне, а в случае смертельного инцидента – удвоенную страховку. Ни один документ, кроме колдоговора МФТ, не дает морякам подобную альтернативу.

По материалам «Maritime-Executive» и «Tradewindsnews»

↑ 

Наверх