03.06.2019

Выпуск марок – шаг на пути к популяризации морских профессий

Выпуск марок и их торжественное гашение являются давней традицией. Из простого знака оплаты почтовых услуг марка трансформировалась в художественное произведение, став в наше время преимущественно объектом коллекционирования. Но не только. На марки исторически попадает то, чем страна больше всего гордится, означая определенное признание государством.

Подтверждением интереса к современной почтовой марке служат многочисленные церемонии памятных гашений, прошедшие в  последние годы в ряде государственных и коммерческих структур. Среди них Росатомфлот, Газпром, Роскосмос, Сбербанк. Некоторые изображения на марках вызывают большой общественный интерес и хранят любопытнейшие истории. Например, совсем недавно марки с изображением портретов легендарных отечественных разведчиц Зои Воскресенской-Рыбкиной и Африки де Лас Эрас открыли серию портретов, выпущенную к 100-летнему юбилею Службы внешней разведки.

Есть своя серия почтовых выпусков и у «Совкомфлота», и она по-своему уникальна. Серия началась с маркированного конверта (на котором напечатана марка, что является прерогативой Минсвязи) к состоявшемуся в 2010 году рейсу первого крупнотоннажного судна («СКФ Балтика») по Севморпути. Через год были изготовлены конверты к высокоширотному рейсу танкера «Владимир Тихонов» и торжественной церемонии подъема флага на НИС «Вячеслав Тихонов».

Начиная с 2013  года в серии «Морской флот России» вышли марки и конверты с изображением различных типов судов компании: научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов» и танкер «Тимофей Гуженко», судно снабжения «Витус Беринг» и буксир «Садко», танкер «Михаил Ульянов» и газовоз «Кристоф де Маржери». Увидели свет почтовые конверты и открытки, приуроченные к Черноморской регате СКФ 2016 года и Дальневосточной регате СКФ 2018 года, юбилейные конверты и специальные почтовые штемпели, отмечающие 50-летие компании «СКФ Новошип» в 2017 году и 30-летие «Совкомфлота» в 2018 году. Почтовые гашения проводились в шести городах, где расположены офисы группы компаний, а почтовые штемпели теперь хранятся в Музее связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге.

Марки с изображением судов оказались столь популярными, что на данный момент являются филателистической редкостью среди коллекционеров. С учетом того, что тираж каждой серии составляет 200-300 тысяч экземпляров, их практически нет в открытой продаже. «Тема судов оказалась очень востребованной, – отмечает председатель Союза московских филателистов Андрей Горяинов, – в Советском Союзе выпускались довольно продолжительные серии марок: научно-исследовательский, ледокольный, атомный, пассажирский флот. Мы позиционировали серию марок «Совкомфлота» как продолжение этой традиции. На мой взгляд, серия отображает суть компании – ее передовые технологичные суда.

А ведь еще несколько десятков лет назад основным инструментом передачи информации на расстоянии являлась почта. Знаки оплаты почтовых услуг переживали настоящий бум популярности. Например, одной из самых известных серий советских марок считается «Челюскинская серия».

Отдельного упоминания заслуживают почтовые штемпели. Получить письмо из дома на зимовке в Арктике было целым событием, поэтому сотрудники полярных станций и члены экипажей судов стали украшать свои конверты самодельными штампами с изображением медведей, пингвинов, самолетов или пароходов. Сами вырезали их и ставили на конверт. В дальнейшем эта практика переросла в  целую отрасль коллекционирования. Действительно, почтовая печать мало, что может рассказать, а сувенирный штемпель покажет и маршрут следования, и какие суда участвовали в экспедиции. В наши дни подобные штемпели изготавливаются специально.

К церемонии гашения маркированных конвертов к рейсам судов «СКФ Балтика» и «Владимир Тихонов» были изготовлены сувенирные штемпели, что увеличило коллекционную ценность конвертов. Так «Совкомфлот» вписал новые страницы в филателистическую летопись страны.

Для справки: Первая официальная марка в России называлась «10 коп. за лотъ» и была введена в обращение 10 (22) декабря 1857 года. Русские марки первых выпусков считаются самыми красивыми двухцветными марками в мире. В зависимости от каталога и вида гашения стоимость первой русской марки колеблется от  $275 до $700 за  гашеную марку и от 12,5 до 20 тыс. долларов США – за чистую.

– Очень важно популяризировать судоходство и морские профессии, демонстрировать достижения в этой сфере и таким образом привлекать в отрасль новые кадры, – считают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Выпуск марок с судами, которые являются гордостью российского флота – один из важных шагов на этом пути. Несмотря на то, что судоходство является опорой международной торговли, широкой общественности о нем мало что известно. И это необходимо изменить.

По материалам издания «Вестник СКФ»

↑ 

Наверх