31.05.2019

РПСМ: нельзя списываться с судна при наличии долга по зарплате

На флоте есть негласное правило: пока судовладелец полностью не рассчитался по зарплате, списываться с судна нельзя. Нарушив его, моряк рискует остаться ни с чем. 

В такую ловушку недавно угодили члены экипажа транспортного рефрижератора «ODIN» (флаг РФ, ИМО 8320834). Все вместе они обратились в первичную профсоюзную организацию моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков (РПСМ) за помощью. Об этом сообщает председатель профкома Петр Осичанский. 

Началась эта история еще в прошлом году: с декабря работодатель не выплачивает морякам даже «белую» зарплату, хотя она не такая уж высокая. Официально прописанный должностной оклад моториста – 11 400 руб., а его общая зарплата со всеми коэффициентами – 18 696 руб.; оклад второго помощника, указанный в трудовом договоре, составляет 12 150 руб., всего же зарплата – 19 926 руб.  Капитан получает чуть больше – 22 960 руб. с окладом в 14 тысяч руб.

На самом деле, как это часто практикуется в отечественных судоходных компаниях, морякам обещали доходы, указанные в штатном расписании, но никто из членов экипажа судна «ODIN» этих денег не получал. Так, согласно документу, оклад моториста на время стоянки во Владивостоке составлял 40 тысяч руб., в Пусане – 50 тысяч руб. и 70-80 тысяч руб. – в море. Оклад второго помощника – 45 тысяч руб. в порту Владивосток, 60 тысяч руб. – в Пусане, в море – 100-110 тысяч руб. И, наконец, капитан: ему обещали 80 тысяч руб. на время стоянки во Владивостоке, 95 тысяч руб. – в Пусане и 200-250 тысяч – в море. 

В результате 26 апреля 2019 года государственный портовый контроль (PSC) Пусана задержал российское судно в рамках Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) на основании невыплаты заработной платы. Судовладелец из Владивостока, ссылаясь на тяжелую финансовую ситуацию, просил моряков подождать, договорившись с ними на оплату в два этапа: первую часть денег он перевел незамедлительно, другую обещал отдать в мае.  Так с гарантийными письмами в подтверждение, что каждому из них заплатят по $1000, 14 мая 2019 года восемь моряков вернулись во Владивосток.

В настоящее время профком рассматривает варианты решения возникшей проблемы. В этом деле основная сложность заключается в том, что штатное расписание не является тем документом, который безоговорочно принимается российским судом в отличие от трудового договора, поэтому добиться обещанной по нему заработной платы не так-то просто. Необходимо отметить также, что компания перечисляла все необходимые выплаты в пенсионный фонд РФ. 

Как отметил председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока РПСМ Петр Осичанский,  т/х «ODIN» – не первый раз оказывается в поле зрения РПСМ: моряки, не получающие заработную плату на этом судне, жалуются на своего работодателя в течение последних 10-ти лет. За многолетнюю практику работы с экипажами транспортного рефрижератора стало очевидно, что реальную помощь людям можно оказать только через суд. Судя по всему, в этом году судовладельца снова постигнет та же участь – предстать перед  российской Фемидой.

↑ 

Наверх