23.05.2019

Удачное трудоустройство начинается с контракта

В офис Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) обратились члены экипажа рыбацкого судна «Механик Романча» с просьбой о помощи в возврате недоплаченной за рейс заработной платы. 

По словам экипажа, руководство рыболовецкого колхоза (РК) имени Ленина (Хабаровский край, Охотск) отправило их на ходовые испытания на два дня с береговыми контрактами, а в итоге рыбаки оказались в трехмесячном рейсе. Соответственно, зарплата экипажу начислялась по низким «береговым» ставкам. В период работы их контракты закончились, а новые с ними не заключили. 

– Нас просто обманули, сказав, что идем на ходовые испытания на два дня. Обещали, что вернемся и с нами подпишут нормальные договоры. Мы поверили: 28 декабря 2018 года ушли в рейс, а вернулись лишь через три месяца. По береговым контрактам наша зарплата составляла всего 21 тысячу рублей. Когда мы стали возмущаться и бастовать, нам доплатили до 50 тысяч рублей, но со всеми пересчетами и выплатами получилось по 42 тысячи рублей. За такие деньги никто бы не согласился идти на рыболовецком судне, – рассказывает повар траулера Расим.

– Нам обещали по 190 тысяч рублей за пай, а в результате заплатили, как рабам. Получается, мы работали «на рыбе» за тарелку супа. С нас высчитали за все: амортизацию судна, топливо и многое другое. Говорили, что якобы мы принесли компании одни убытки. Сегодня мы ищем инстанцию, где нам помогут. Обратились в прокуратуру Владивостока, но нас отправили по месту прописки судна – в порт Ванино. Там ответили, мол, вы не наши, обращайтесь в Хабаровск, но и оттуда отправили. Вот обратились в Российский профсоюз моряков, – говорит матрос Сергей.

Такие случаи в рыболовецкой отрасли происходят регулярно. Как считает адвокат ДВРО РПСМ Василий Савельев, подобные дела безнадежны, если у рыбаков на руках нет контрактов. Хотя здесь очевиден обман со стороны работодателя, и разбираться должны правоохранительные органы.

– Доказать в суде размер заработной платы, который нигде не прописан, практически невозможно. Кстати, недавно к нам обратился парень с этого судна, которому в рейсе оторвало два пальца. Это случилось в декабре, но акт о несчастном случаем он до сих пор не получил. Мы уже подготовили необходимые письма в прокуратуру по данному происшествию. И если в этой ситуации можно доказать правду и помочь, то с зарплатой рыбаков все гораздо сложнее, – поясняет председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Экипажу судна «Механик Романча» следует обратиться в городскую прокуратуру с заявлениями об обмане. 

Главный экономист РК имени Ленина Виктор Минецкий в телефонном разговоре рассказал, что предприятие исправно выполняет свои финансовые обязательства перед экипажами, а минимальная заработная плата матроса составляет не менее 60-70 тысяч рублей.

– Для команды судна «Механик Романча» мы сделали положение об оплате труда, дали самые большие расценки, которых нет на Дальнем Востоке, но они даже не взяли четвертой части объема рыбы, который получили другие суда в охотоморской экспедиции, хотя это траулер оборудован по последнему слову техники. Мы давно его не эксплуатировали, набрали команду и обожглись, – уточнил В. Минецкий.

– Порой моряки не придают особого значения условиям найма и безоговорочно доверяют обещаниям работодателя, не закрепленным в письменной форме, соглашаются с непонятными формулировками или попросту не утруждают себя прочтением документов. Все это может привести к печальным последствиям: не редки случаи, когда недобросовестные судовладельцы на словах обещают одну зарплату, а по факту она оказывается гораздо меньше, – рассказывает Николай Суханов. – Чтобы избежать этих и многих других неприятных ситуаций, нужно следовать одному простому правилу – внимательно изучать документ перед подписанием. На сегодняшний день лучшая гарантия удачного трудоустройства – работа на судне по коллективному договору, одобренному Международной федерацией транспортников (МФТ).

По материалам РИА «Восток-Медиа»

↑ 

Наверх