21.05.2019

КТМС в действии, или как работает государственный портовый контроль

Инспекции на судах имеют решающее значение для обеспечения соблюдения Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) и, как следствие, достойного уровня жизни и условий труда моряков. Контр-адмирал береговой охраны Италии Луиджи Джардино (Luigi Giardino) рассказал службе новостей Международной организации труда (ILO News), как проводятся подобные инспекции и какими могут быть их последствия.

ILO News: Когда вы проводите инспекцию судна?

– Решение проинспектировать теплоход, заходящий в итальянский порт, основывается на характеристике рисков судна, признаках серьезной угрозы его безопасности или поступившей жалобе.

ILO News: Сколько судов вы инспектируете каждый год?

– В 2018 году Италия провела в своих портах и на якорных стоянках 1 362 инспекции.

ILO News: Какие проблемы – самые серьезные, и какие меры вы можете предпринять?

– Среди тяжелых нарушений – отсутствие свидетельств того, что моряки хорошо обучены, являются компетентными специалистами и квалифицированно выполняют свои обязанности. Или, например, на борту работают  люди, не достигшие 16 лет. В этих случаях судно задерживается до тех пор, пока эти проблемы не будут устранены.

ILO News: С чем связана большая часть проблем?

– Очень часто мы видим, что санитарно-гигиеническое оборудование находится в плохом состоянии, то же касается веревок и проводов. Нередко отсутствует защита подвижных частей механизмов, недостает персонального защитного оборудования. Или оно есть, но не используется, когда это необходимо. Это пять основных проблем для 27 стран Европы, а также России и Канады.

Но встречаются и другие нарушения. На борту может быть мало питания. Или еда хранится при недостаточно низкой температуре. Иногда встречаются проблемы с обогревом, кондиционированием и вентиляцией. Нередко – с чистотой, в том числе в машинном отделении, каютах, туалетах и на кухне. Может выясниться, что члены экипажа не получают заработную плату.

ILO News: Усталость моряков тоже может быть серьезной проблемой и причиной аварии. Как ее можно выявить?

– Мы смотрим на объективные свидетельства, соблюдаются ли положения КТМС на борту или нет. Например, сравниваем записи о времени работы и отдыха с судовым журналом и записями об учениях. Мы также опрашиваем  членов экипажа, особенно низших званий. При этом обращаем внимание на состояние моряков: например, можем заметить, что они спят на ходу, медленно отвечают на вопросы и не могут сконцентрироваться.

ILO News: Что насчет состояния судна? Если оно плохое, сообщаете ли вы об этом?

– Структурные недостатки, например, коррозия, нарушения функциональности оборудования или систем из-за небрежного использования, трещин и вмятин, могут отразиться на безопасности экипажа, поэтому мы докладываем о них и устанавливаем временные сроки, в которые эти проблемы нужно устранить.

ILO News: Что происходит, если требования Конвенции не соблюдаются? Есть ли санкции?

– Как я уже упомянул, серьезные недостатки являются основанием для того, чтобы задержать судно. Государство флага также может аннулировать его сертификацию или применить санкции согласно с национальным законодательством.

ILO News: Заметно ли более строгое соблюдение требований КТМС с течением времени?

– Да, сейчас проблем на теплоходах стало меньше. Я думаю, что в судоходной отрасли понимают, что ратификация Конвенции идет на пользу всем: морякам, судовладельцам, государствам флага и странам, предоставляющим рабочую силу. В экономических интересах работодателя, чтобы на судне не было нарушений или чтобы были быстро и эффективно устранены, если они появились. Задержание теплохода даже на несколько часов стоит очень дорого и становится черным пятном на показателях деятельности государства флага.

Для справки:

В год празднования своего столетия Международная организация труда (МОТ) призвала все страны обеспечить 1,5 миллионам моряков, работающих во всем мире, достойные условия труда и ратифицировать Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве (КТМС). МОТ поставила цель – добиться в этом году 100 ратификаций. На сегодняшний день их уже 93.

– Вступление КТМС в силу было настоящим поворотным моментом в судоходстве, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Благодаря Конвенции многие члены экипажей почувствовали реальные изменения и получили возможность работать в достойных условиях. Но, несмотря на это, проблем еще очень много: невыплата заработных плат, оставленные в иностранных портах без средств к существованию экипажи, плохое техническое состояние многих российских судов, которые, тем не менее, продолжают выходить в море.  Поэтому важно, чтобы на борту был коллективный договор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ), чтобы в тяжелой ситуации моряк мог рассчитывать на поддержку профсоюза.

По материалам ILO


↑ 

Наверх