15.05.2019

Состоялось заседание Подкомитета ИМО по человеческому фактору, подготовке и несению вахты

В Лондоне завершилась работа 6-й сессии Подкомитета по человеческому фактору, подготовке и несению вахты (HTW6) Международной морской организации (ИМО). В работе Подкомитета в составе делегации Международной федерации транспортников (МФТ) принимал участие директор Института дополнительного профессионального образования Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова, член Российского профсоюза моряков (РПСМ) Сергей Айзинов.  

В ходе сессии был рассмотрен широкий круг вопросов: говорилось о роли человеческого фактора; незаконной практике с квалификационными документами; обсуждалось руководство по применению раздела B-I/2 Кодекса ПДНВ, всесторонний пересмотр Конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты на рыболовных судах (ПДНВ-Р) 1995 года; рассмотрение и одобрение типовых (модельных) учебных курсов, разработка поправок в пересмотренное руководство по разработке, обновлению и одобрению модельных курсов и поправок к Конвенции и Кодексу ПДНВ в части использования электронных дипломов и документов.

Сергей Айзинов отметил, что ИМО продолжает вести работу по сближению стандартов подготовки и дипломирования рыбаков к морским стандартам, принятым в Конвенции ПДНВ.

По инициативе Международной организации труда (МОТ) обсуждались стандарты по медицинскому освидетельствованию моряков и рыбаков. МОТ и ИМО планируют созвать общее совещание, в котором примут участие представители судовладельцев и моряков, для того, чтобы создать единое руководство ИМО/МОТ по медицинскому обследованию рыбаков и моряков. Будет пересмотрено и Международное медицинское руководство для судов.

Подкомитет подробно обсудил проекты модальных курсов для подготовки членов экипажей судов, использующих газ в качестве топлива. Эти теплоходы должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями вступившего в силу в 2017 году Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодекса МГТ). Поправки в Конвенцию ПДНВ также уже внесены и вступили в силу (Правило V/3 Конвенции и Раздел A-V/3 Кодекса ПДНВ).

Детально были рассмотрены разработанные представителями Норвегии проекты курсов по базовой и расширенной подготовке персонала таких судов. Среди ключевых поправок – требования к подготовке экипажей по борьбе с газовыми пожарами на судах, подпадающими под Кодекс МГТ, обучение практике проведения бункеровочных операций, использование тренажеров для привития и проверки практических навыков лиц командного состава и всех членов экипажа, имеющих отношение к вопросам бункеровки на судах, использующих газ в качестве топлива.

Внесены поправки в Раздел B-I/2 Кодекса ПДНВ, основанные на работе корреспондентской группы. В них определен перечень дипломов, сертификатов, подтверждений и иных документов, которые должны быть на борту в качестве подтверждения компетентности членов экипажей. Документ также определяет минимальные требования Конвенции в части обязательности подтверждения компетентности моряков через промежутки времени, не превышающие 5 лет. В него уже внесены поправки относительно подготовки к плаванию в полярных водах (Правило V/4) и подготовки для судов в соответствии с Кодексом МГТ (Правило V/3).

Подкомитет рассмотрел предложение Российской Федерации (HTW 6/9/1) по разработке и признанию электронных дипломов и сертификатов моряков. Было решено создать Корреспондентскую группу под координацией России, которая обсудит этот вопрос и подготовит предложения к следующей сессии.

Подкомитет отметил, что на основании резолюции MSC.428(98) судоходные компании должны обеспечить, чтобы одобренная система управления безопасностью учитывала управление кибер-рисками в соответствии с целями и функциональными требованиями Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ). Администрации флага должны включить вопросы управления кибер-рисками в систему управления безопасностью компаний не позднее первого ежегодного освидетельствования и выдачи свидетельства о соответствии после 1 января 2021 года.

Также Подкомитет отметил существование новой проблемы – возможные пожары и горение автомобилей на газовом топливе или на электрических батареях. Важно, чтобы моряки понимали особенности таких пожаров и знали, как их тушить.

Не осталась без внимания переподготовка по медицинскому уходу: участники отметили, что несмотря на то, что в Конвенции МОТ 2006 года содержатся рекомендации, чтобы моряки проходили ее каждые 5 лет, в Конвенции ПДНВ таких требований нет. При пересмотре Конвенции ПДНВ это различие собираются устранить.

В Правило I/1 Конвенции после долгого обсуждения было решено включить упоминание электротехнического офицера (ETO) на уровне эксплуатации, а также точное определение высоковольтного оборудования для переменного и постоянного тока в п. 12 в следующем виде: «High-voltage means an AC or DC voltage in excess of 1,000 volts».

В ходе сессии ИМО заявила, что может исключить 58% стран-членов из белого списка Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, так как они не предоставили необходимых документов для подтверждения своего статуса. В числе этих государств Панама, Багамы, Южная Африка, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Швейцария и Филиппины.

В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) отмечают, что вопросы обучения членов экипажей имеют огромное значение для безопасности мореплавания: от того, как моряк подготовлен, зависит его собственная жизнь, благополучие коллег и сохранность судна. Поэтому очень важно, чтобы требования ПДНВ шли в ногу со временем и учитывали изменения, которые происходят в современном судоходстве, и связанные с ними опасности.

По материалам gumrf.ru


↑ 

Наверх