13.05.2019

«Угрозы – обычное явление, когда речь идет о профсоюзных организациях»

Накануне Первомая президент Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко дал интервью газете «Известия». Он рассказал о давлении на профсоюзных активистов, борьбе за изменение системы оплаты труда пилотов «Аэрофлота», правах рабочих завода «Ford», вреде сдельной оплаты труда, своем отношении к забастовкам и требованиях КТР.

– Время от времени в СМИ появляются публикации о слабости профсоюзного движения в России. С чем это связано, какова реальная численность профсоюзов, входящих в КТР?

– Сейчас в состав КТР входит более 20 отраслевых профсоюзов, объединяющих сотни тысяч активных работников. Конфедерация охватывает транспортный, производственный, добывающий и пищевой секторы экономики, малый и средний бизнес, сферы услуг, культуры, образования и здравоохранения.

Когда говорят о слабости профсоюзов, когда СМИ пишут об этом, мне кажется, речь идет не столько о численности организаций, сколько об отсутствии жесткой позиции в отношении защиты трудовых прав. Надо понимать, что позиции профсоюзов в нашей стране ослаблены сложной, фактически запретительной процедурой объявления забастовок, закрепленной законодательством. Забастовка – это законный инструмент в руках профсоюзов. Когда его нет, то отсутствует равенство сторон на переговорах различного уровня. Эта проблема требует решения, потому что прямо влияет на защищенность наемных работников, стабильность зарплат и количество рабочих мест. 

–  Каких успехов добились профсоюзы, объединенные в КТР?

– Их довольно много. Например, за последний год Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) добилась погашения задолженности по заработной плате перед моряками на сумму более 4 млн рублей. Другой пример – Салаватский роддом, работники которого, объединившись в медицинский профсоюз «Действие», смогли вернуть учреждение из концессии, где они потеряли социальные гарантии и часть зарплаты, обратно в государственное управление. Высокая и стабильная зарплата российских авиадиспетчеров – результат протестных действий, которые профсоюз, входящий в Конфедерацию, вел некоторое время назад. Сейчас зарплата авиадиспетчера составляет 150-200 тысяч рублей плюс дополнительные выплаты.

– Часто ли профсоюзные активисты подвергаются давлению?

– Это обычное явление, когда речь идет о профсоюзных организациях, неподконтрольных работодателям. Арсенал средств довольно широкий: это и лишение работника премий, и незаконные увольнения, и давление на членов семьи, и угрозы, в том числе физической расправой.

Несколько лет назад мы сталкивались с уголовными преследованиями активистов, которые мы связываем с их профсоюзной деятельностью. Речь идет, в частности, о профсоюзах летчиков, профсоюзе докеров. Сейчас все активисты, попавшие под уголовное преследование по сфабрикованным обвинениям, на свободе, никто из них не отсидел назначенных судами сроков, все вышли на свободу.

Но давление все равно оказывается. Например, сейчас наша организация МПРА (Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация») на калужском заводе «Volkswagen Group Rus» вошла в тяжелую стадию коллективных переговоров по тарифной части, и мы видим, что в СМИ появляются публикации о том, что это «неправильный профсоюз».

– В конце мая прошлого года КТР добилась отмены решения суда Санкт-Петербурга о ликвидации МПРА в Верховном суде РФ. Насколько серьезным было  противостояние с властями?

– Это не было противостоянием с властями. В результате успешной деятельности профсоюзов были затронуты коммерческие интересы некоторых лиц, поэтому они решили разобраться таким вот образом. Правовая система справилась с тем вызовом в связи с неправосудным решением городского суда. К профсоюзу попытались применить закон об НКО – иностранных агентах. Наша позиция заключалась в том, что положения данного закона не могут быть распространены на профсоюзы любого уровня, потому что их деятельность регулируется специальным законом, основанном на нормах Международной организации труда (МОТ). Это было принципиальное решение Верховного суда для всего профсоюзного движения, потому что КТР является частью мирового профсоюзного движения, и наши отраслевые организации взаимодействуют с коллегами на транснациональных предприятиях по всему миру. Верховный суд защитил наши специальные права как организации, защищающей социально-экономические интересы наемных работников.

– Сможет ли теперь МПРА защитить права работников закрывающегося завода «Ford», которые рассчитывают на компенсации?

– «Ford» уходит из России, и это сопровождается массовым высвобождением работников. Тем, кто трудился на предприятии с момента его открытия, а таких более 80%, предложены компенсации на уровне 12 ежемесячных окладов, то есть около 600 тысяч  рублей. Многие рабочие сочли, что это справедливый уровень, который позволит решить проблемы поиска работы. Но есть категория рабочих, которая не согласилась с предложенным вариантом, поэтому КТР будет их поддерживать и помогать добиться увеличение компенсационных выплат.

Кроме того, производственные мощности с уходом «Ford» остаются и, думаю, на них найдется инвестор. Мы добиваемся от региональных и федеральных властей участия в переговорах с таким инвестором, хотим представлять интересы рабочих.

– Шереметьевский профсоюз летного состава требует от «Аэрофлота» введения гарантированной системы оплаты. С чем связано такое требование?

– Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) объединяет пилотов ПАО «Аэрофлот». Сейчас у летчиков фактически сдельная оплата труда, которая зависит от налета часов. В мире больше не осталось такой системы оплаты труда – есть оклад, и он не зависит от того, сколько времени пилот провел в воздухе. Сдельная оплата труда провоцирует работника на нарушения: пилот готов полететь, даже если устал или плохо себя чувствует, а это прямая угроза безопасности.

ШПЛС добивается установления гарантированной оплаты за базовые 80 часов полетного времени в размере примерно $10 тысяч в месяц для командиров воздушных судов, а также повышения зарплаты вторым пилотам, которая обычно составляет 80% от командирской. При этом профсоюз добивается, чтобы летчики получали надбавку за каждый час полетного времени, если они летают свыше 80 часов в месяц. Пока ответ на предложения профсоюза не поступил.

Хочу обратить внимание, что в авиакомпаниях, например, Кореи и Вьетнама, гарантированная оплата труда пилота – $14 тысяч, в Китае еще больше – $20 тысяч.

– 1 мая – День международной солидарности трудящихся. В чем она проявляется сегодня?

– Солидарность сегодня – не проявление чувств и эмоций, а обмен эффективными методиками борьбы за права наемных работников, участие в глобальных профсоюзных стратегиях за улучшение условий труда в транснациональных компаниях, которые уже серьезно представлены в российской экономике.

Сейчас идут переговоры на заводе «Ford», и профсоюз опирается на поддержку глобального профсоюза «IndustriALL», на возможности, которые предоставляет участие в производственном совете. Это происходит и на других многонациональных автосборочных предприятиях, включая, например, калужский завод «Volkswagen Group Rus».

При поддержке Международного профсоюза пищевиков (IUF) наш профсоюз «Новопроф» добился на предприятии «Unilever» не только возвращения работниц, выведенных на аутсорсинг, на постоянные рабочие места, но и заключения сильного коллективного договора. 

Российский профсоюз моряков в своей работе внедряет стандарты коллективных договоров, разработанных Международной федерацией транспортных рабочих (ITF), для борьбы с трудовым демпингом под так называемыми удобными флагами, то есть флагами стран, имеющих несовершенное трудовое законодательство. Профсоюз активно использует систему международных инспекций для изменения условий труда и его оплаты.

Мы участвуем в кампаниях в защиту прав профсоюзных объединений на глобальном уровне, в том числе на постсоветском пространстве, в частности, в странах Центральной Азии, где трудовые права находятся под угрозой, потому что негативные практики наших соседей могут со временем начать использоваться и в нашей стране. Международные общественные кампании мы сочетаем с использованием контрольных механизмов Международной организации труда (МОТ), которой в этом году исполняется 100 лет.

Наши требования актуальны всегда. Они связаны с борьбой за достойный уровень заработной платы, защитой рабочих мест, реализацией основополагающих прав работников на объединение в профсоюз, запретом дискриминации в сфере труда и защитой рабочих активистов.

Беседовал Борис Клин, на фото Борис Кравченко

↑ 

Наверх