15.04.2019

«В морской пучине, там, где вал кипит. Защитник Порт-Артура ныне спит…»

13 апреля исполнилось 115 лет со дня гибели адмирала Степана Осиповича Макарова. Подрыв броненосца «Петропавловск», на котором был флотоводец, не только привел к смерти ярчайшего военно-морского деятеля России, но и стал одним из печальнейших событий Русско-японской войны.

В 1904 году, когда  начались военные действия, адмирала назначили командующим Тихоокеанской эскадрой. 8 марта он прибыл в Порт-Артур. Само его присутствие вселяло веру в удачный исход войны и поднимало дух моряков: настолько они уважали его авторитет и знания. Однако надеждам не суждено было сбыться.

Утром 13 апреля (31 марта – по старому стилю) 1904 года Макаров повел в бой броненосец «Петропавловск». На борту находился и известный живописец Василий Верещагин: мастер делал наброски будущих батальных картин. Вместе с пятью другими кораблями броненосец вышел из Порт-Артура, настиг японские крейсеры и открыл по ним огонь, но после того, как к противнику подоспело подкрепление, отступил. Вскоре на помощь к «Петропавловску» прибыли два корабля, и Макаров вновь пошел в бой.

В 9.43 «Петропавловск» наткнулся на мину, заложенную японскими военными на выходе из Порт-Артурской гавани предыдущей ночью. В носовой части судна, где находился артиллерийский погреб, прогремел взрыв: сдетонировали боеприпасы, упали за борт носовая орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обвалившаяся фок-мачта разрушила командирский и ходовой мостики, и уже через минуту носовая часть броненосца затонула. Затем взорвались котлы, «Петропавловск» разломился на две части и исчез под водой. На броненосце погибло более 650 человек, среди которых были и великий адмирал, и прославленный художник.

В память об этом печальном дне в ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова 12 апреля состоялись траурно-торжественные мероприятия: курсанты вспоминали о достижениях прославленного флотоводца, его вкладе в науку, военное дело и организацию флота.

– Важно знать о заслугах великого адмирала: многие его начинания легли в основу современного флота, в том числе и торгового, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Более 100 лет назад С. О. Макаров был одним из основных инициаторов создания и использования ледоколов, он понимал важность освоения Северного морского пути. А сегодня эта тема как никогда заботит все российское судоходство и обсуждается на самом высоком государственном уровне. Надо ли говорить, что именно такие люди служат примером будущим членам экипажей, прививают любовь к знаниям, учат достоинству и ответственности, которые так важны в профессии моряка.

По материалам gumrf.ru и ресурса «Русская семерка»

 

↑ 

Наверх