10.04.2019

Гвинейский залив – самое опасное место для моряков

Международное морское бюро (IMB) опубликовало отчет о пиратстве за первый квартал 2019 года. В нем говорится, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество инцидентов снизилось,  но риск похищения людей в Гвинейском заливе сохраняется.  

Глобальные тенденции

В первом квартале 2019 года стало известно о 38 случаях пиратства и вооруженного разбоя на море, что на 28 происшествий меньше, чем в первом квартале 2018 года. Центр сообщений о пиратстве IMB уточняет, что пираты атаковали 27 судов, семь  обстреляли и еще в четырех случаях предприняли реальные попытки нападения. Сообщается также, что впервые с 1994 года в первом квартале текущего года преступники не захватили ни одно судно, чего нельзя сказать про похищение моряков.  

– Последние статистические данные обнадеживают, но три месяца – слишком короткий период, чтобы предвидеть развитие событий в течение года. Это показывает важность обмена информацией и скоординированных действий между отраслью и агентствами реагирования. В дальнейшем крайне важно продолжать обеспечивать оперативные ответы на инциденты с пиратством, – сказал директор IMB Поттенгал Мукундан.

Высокий риск в Гвинейском заливе

В Гвинейском заливе зафиксировано самое большое количество пиратских и вооруженных нападений на море – 22 инцидента. На этот регион приходятся все похищения – 21 моряк, включая шестерых россиян с судна ««MSC Mandy». Инциденты произошли в прибрежных странах –  Бенине, Камеруне, Гане, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Нигерии и Того. 

Опасности в порту Лагос

Нигерия тоже остается горячей точкой в плане пиратства. В первом квартале 2019 года здесь наблюдалось снижение числа зарегистрированных происшествий: 14 случаев по сравнению с 22 инцидентами за первые три месяца прошлого года. Таких результатов удалось добиться благодаря активизации усилий военно-морского флота Нигерии. Несмотря на работу местного ВМФ, нигерийские воды остаются опасными для судов и моряков, особенно в порту Лагос. 

Улучшения в Азии

В Азии отмечено уменьшение пиратской деятельности в первом квартале 2019 года. Согласно отчету Международного морского бюро, здесь зарегистрировано всего три инцидента с участием стоящих на якоре судов в портах Индонезии. К слову, это наименьшее количество происшествий с 2010 года. Как и в случае с Нигерией, расширение сотрудничества и обмен информацией между индонезийской морской полицией и Центром сообщений о пиратстве IMB позволило проводить регулярные патрулирования в районах высокого риска пиратства.

Обмен данными – важный элемент в борьбе

Снижение числа случаев пиратства в первом квартале 2019 года во всем мире говорит о важности связи и координации между судами и прибрежными властями. Сообщая обо всех инцидентах, можно лучше организовать реагирование, например, сократить время ответной реакции и предоставить оперативные рекомендации судам. Кроме того, сведения о попытках атаковать судно позволят прибрежным властям использовать данные для сотрудничества и предотвращения пиратства.

Колдоговор гарантирует право выбора

Российский профсоюз моряков (РПСМ) напоминает, что если на судне есть коллективный договор, заключенный между  профсоюзом – членской организацией Международной федерации транспортников (МФТ) – и работодателем,  то член экипажа вправе отказаться от рейса, пролегающего через официально признанную зону высокого пиратского риска. Каждый моряк, который пойдет на риск, согласно условиям соглашения, получит бонус или компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.

– С 1 марта 2018 года для коллективных договоров IBF, стандартных договоров МФТ и договоров общей стоимости экипажа (TCC) МФТ действуют единые зоны высокого риска и боевых действий, установленные Циркуляром МФТ №047/S/D/2018 от 27.02.2018. Обозначенные в документе зоны высокого риска действуют и сегодня, – уточняют в профсоюзе моряков. 

Во всех других случаях моряки должны принимать повышенные меры предосторожности, нести антипиратскую вахту и не терять бдительность. Важно соблюдать правила поведения и рекомендации по безопасности, разработанные судоходной компанией, следовать мерам по защите от возможных пиратских атак, описанных в последнем руководстве «Лучшая практика по противодействию пиратам» (BMP5). Не менее существенно – сообщать обо всех подозрительных происшествиях или попытках атаки судовладельцу и в различные организации: это поможет собрать полную картину о положении дел в том или ином районе плавания. 

↑ 

Наверх