29.03.2019

Если бы моряк пришел в профсоюз, не оказался бы в такой плачевной ситуации

Капитан Трофимов трудоустроился на рыболовецкое судно «Мыс Великан» (флаг России, ИМО 9206152), прибыл к месту работы 21 марта, но так и не приступил к своим обязанностям. Ситуация на теплоходе оказалась столь шокирующая и не соответствующая действительности, которую ему обрисовали на берегу, что моряк не принял дела от прежнего капитана и сразу решил списаться. Но не тут то было.

«Мыс Великан»  находится в Охотском море, сойти с него можно только во время швартовки с перегрузом (она запланирована на 2 апреля), но владелец – ООО «Транзит ДВ» – добро на списание не дает. А без его разрешения судно, на которое будет перегружаться улов, капитана на борт не примет.

Все просьбы моряка, готового самостоятельно оплатить все транспортные расходы и расходы, связанные с досрочным прекращением контракта, лишь бы скорее вернуться домой, руководство компании игнорирует, поэтому капитан через своего друга Александра обратился в профсоюз. В письме, поступившем в распоряжение Балтийской территориальной организации РПСМ, он просит оказать помощь в списании с судна и  рассказывает, что происходит на «Мысе Великан».

Так, он сообщает, что ситуация на судне плачевная, «никто не желает работать дальше, … половина трюма уже забита продукцией, какое там качество и количество этой продукции – непонятно, … персонал говорит, что держат их насильно и не списывают, что заработки минимальные, ….обстановка накалена».

Также со слов капитана сообщается, что якобы несколько дней назад за борт выпрыгнул человек («выпал/вытолкнули»), он  утонул, и сейчас прежний капитан пишет объяснительные.

Капитан Трофимов считает,  что «руководство компании ввело его в заблуждение, что на судне все хорошо», – говорится в обращении  в профсоюз. Он считает, что его «обманули и заманили в такую ситуацию, и компания насильно будет удерживать его на судне», что уже и происходит. На связь руководство компании с ним не выходит.

– Профсоюз уже взял данную ситуацию на контроль и направил соответствующие обращения Прокурору Хабаровского края Виталию Николаевичу Колпунову и Губернатору Хабаровского края Сергею Ивановичу Фургалу, – сообщают в БТО РПСМ. – Полагаем, что совместными усилиями мы добьемся скорейшего возвращения моряка домой.

В Российском профессионально союзе моряков отмечают, что рыбаки работают в одной из самых опасных трудовых сфер в мире. Слишком многие из них эксплуатируются недобросовестными работодателями. Несмотря на то, что Конвенция МОТ № 188 о труде в рыболовном секторе, призванная улучшить условия работы миллионов рыбаков по всему миру, вступила в силу 16 ноября 2017 года, ситуация в отрасли по-прежнему очень тревожная. И неудивительно: пока конвенцию ратифицировали только десять стран, и России в этом списке нет.

Как отмечают в РПСМ, в отрасли отсутствует предратификационная атмосфера. Например, перед ратификацией Конвенции о труде в морском судоходстве при содействии РПСМ проводились семинары, обучающие курсы на базе морских вузов, совещания с участием известных юристов, членов правительства и многое другое. Ничего подобного с Конвенцией МОТ № 188 о труде в рыболовном секторе не происходило, хотя она была принята в июне 2007 года.

– Основная проблема отрасли заключается в том, что в России нет профсоюза, в полной мере защищающего интересы рыбацкого плавсостава, который выступал бы медиатором между правительством и тем же самым сообществом судовладельцев-рыбопромышленников. Если для моряков сегодня работает КТМС и профсоюзы, входящие в ITF, то у рыбаков дальнего и ближнего плавания такого подспорья нет. Нам нужно подумать над созданием отдельной организации для рыбаков России, которая была бы признана ITF и реально стояла на защите их прав, – говорит председатель Калининградской региональной организации РПСМ Вадим Мамонтов.

К слову, на сегодняшний день в мире примерно 36 млн человек занимаются рыболовством, рыболовная сфера отнесена к одной из самых опасных в мире. Здесь наиболее высок коэффициент смертности и уровень травматизма, о чем свидетельствуют данные МОТ по Великобритании, Норвегии, США, ЮАР, Японии и другим странам. Если на морском транспорте ежегодно происходит порядка 2000 несчастных случаев со смертельным исходом, согласно официальным заявлениям, то на рыболовном флоте таких случаев свыше 24 тысяч.

– Если бы моряк перед рейсом зашел в профсоюз, то не оказался бы в такой плачевной ситуации,  – говорят в РПСМ. – Но, к сожалению, очень часто моряки вспоминают про профсоюз, когда попадают в беду.

↑ 

Наверх