28.02.2019

Пиратство: откуда ждать беды?


Несмотря на то, что количество пиратских нападений в Азии в 2018 году заметно сократилось  – со 101 в прошлом году до 76 – в Западной Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне их число только растет.  Так, в 2018 году в мире зарегистрировано 201 пиратское нападение; в 2017 их было только 180. Эта ситуация вызывает серьезную озабоченность судоходных компаний.

Йемен

В числе проблемных районов – территориальные воды Йемена. Конфликт в стране и порожденный им всплеск преступности по-прежнему заставляют отрасль ужесточать меры безопасности.

«По прошествии времени видно, что азиатская модель скоординированного реагирования, подкрепленная разведданными – отличный пример того, как можно бороться с пиратской угрозой. Этот опыт, добытый таким огромным трудом, теперь применяется в борьбе с проблемами, возникшими в Йемене», – прокомментировал ситуацию  доктор Филипп Белчер, морской директор INTERTANKO.

Последний случай попытки пиратского нападения в регионе произошёл в ноябре 2018 года: два катера  попытались подойти к танкеру-химовозу, который совершал переход через Красное море к западу от Йемена. После того, как моряки выпустили предупредительные сигнальные ракеты, лодки прекратили  сближение и ретировались.

«Когда мы проходим  у берегов Йемена, на борту всегда есть вооруженная охрана. В стране сейчас царит беззаконие, население доведено до отчаяния, а в таком положении люди идут на всё, чтобы прокормить себя и свою семью, даже на разбой. Несколько лет назад подобное можно было наблюдать в Сомали», – рассказал Эрик Ханелл, генеральный директор «Stena Bulk».

Действительно, война в Йемене часто выходила за пределы суши и распространялась на Красное море, непосредственно затрагивая владельцев и операторов судов.

Африканское побережье

В первом квартале 2018 года здесь было зарегистрировано 66 нападений на торговые суда.

Число инцидентов в водах между Кот-д'Ивуаром и Демократической Республикой Конго при этом выросло более чем в два раза.

Сомалийское пиратство по большей части было подавлено эффективными мерами защиты и присутствием военных. Последние цифры указывают на то, что угроза здесь заметно уменьшилась. Тем не менее, с причинами, способствовавшими процветанию пиратства в прошлом, справиться пока не удалось, поэтому от угрозы территориальные воды этой страны пока не застрахованы.

В Гвинейском заливе число нападений по-прежнему не снижается. Красноречивее всего об этом говорит то, что этот год начался с пиратской атаки на контейнеровоз «MSC Mandy»: 2 января у берегов Бенина пираты похитили с судна шестерых российских моряков и месяц продержали их в плену. Кроме того, Международное морское бюро (IMB) уже сообщило о двух нападениях у берегов  Нигерии. Только за последние три месяца 2018 года в водах этой страны был зафиксирован 41 случай похищения людей.

Несмотря на отдельные инициативы, фактически ситуация в Гвинейском заливе все еще остаётся крайне неблагоприятной. Одна из причин в том, что пиратство – не единственное, что представляет угрозу местной безопасности: здесь немало и террористических группировок, которые действуют на суше.  Военные ресурсы региона довольно ограничены и не могут справиться с многочисленными проблемами, наступающими со всех сторон.

По данным ООН, с 1 января по 23 ноября 2018 года в Гвинейском заливе произошло 82 инцидента, связанных с морской преступностью. Это отражается на экономике стран региона: например, в 2018 году Нигерия потеряла около 2,8 млрд долларов доходов, в первую очередь  из-за преступлений, связанных с кражей нефти.

Латинская Америка и Карибский бассейн

Этот регион обычно не ассоциируется с морским пиратством. Последним отчетом о ситуации в этих водах был доклад организации Oceans Beyond Piracy за 2017, в котором сообщалось о 71 инциденте в Латинской Америке и Карибском бассейне. Большая часть происшествий зафиксирована в территориальных водах, а объектами нападений становились стоявшие на якоре яхты.

«Нам остается надеяться, что в 2019 году региональные и международные  организации будут уделять больше внимания безопасности, и морская отрасль прибрежных государств окрепнет», –  заявил Якоб П. Ларсен (Jakob P. Larsen), руководитель службы безопасности BIMCO.

– Безусловно, угроза пиратских нападений крайне отрицательно сказывается на психологическом состоянии экипажей и на безопасности судов в целом, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Оградить себя от нападений моряки могут, следуя рекомендациям  руководства «Лучших практик по борьбе с пиратством» (BMP5). Из документа можно узнать, как защитить судно от пиратов, и пренебрегать этими советами не стоит даже в тех районах, где проблема стоит не так остро, как, например, в Гвинейском заливе. Также не следует забывать, что члены экипажей компаний, в которых между профсоюзом и работодателем заключен коллективный договор МФТ, имеют право отказаться от рейса, если его маршрут проходит через опасные зоны.

По материалам safety4sea

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх