20.02.2019

Стремление к социальной справедливости – одна из главных миссий

Сегодня, 20 февраля, отмечается Всемирный день социальной справедливости, который был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года и празднуется с 2009 года.

Этот праздник – повод напомнить, что международному сообществу необходимо объединить усилия в борьбе с нищетой, гарантировать достойную занятость, добиться профессионального равноправия мужчин и женщин и уважительного отношения ко всем людям, вне зависимости от их пола, возраста, расы и религиозной принадлежности. Многие из этих вопросов касаются и судоходной отрасли: гендерная дискриминация, нарушение трудовых прав, издевательства – эти проблемы в том или ином виде встречаются на судах мирового флота. 

Так, ежедневно в адрес Российского профсоюза моряков (РПСМ) поступают обращения от членов экипажей в связи с задержками по заработной плате, отсутствием на борту еды и питьевой воды. Чаще всего такие ситуации возникают на судах под удобными флагами. Система дешевых флагов позволяет судовладельцам уходить от налогов и жестоко эксплуатировать моряков, экономя на различных выплатах. Таким образом, сокращение расходов приносит компаниям дополнительную прибыль.  

Поднимая проблемы справедливого отношения в морской отрасли, нельзя обойти вниманием гендерную дискриминацию. Согласно данным Международной федерации транспортников (МФТ), в торговом флоте занято всего 2% женщин, при этом преимущественно они работают в круизной индустрии. Кроме того, среди офицерского состава, как правило, более высокие должности занимают мужчины. Серьезный разрыв наблюдается и в зарплате. По данным  Морской ассоциации менеджеров по персоналу за 2017 год, в среднем женщины получали на 45% меньше, чем мужчины. 

Решение некоторых из перечисленных проблем РПСМ видит в заключении коллективных договоров с работодателями. По мнению профсоюза, только так можно добиться достойной заработной платы, нормального питания, спецодежды, страхования здоровья и жизни и других социальных гарантий. Что касается дискриминации, отрасль сделала первые шаги  в сторону решения проблемы. Например, в январе вступили в силу поправки к Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве». Так, в Руководящий принцип В4.3.1 – «Положения о несчастных случаях на производстве, случаях травматизма и профессиональных заболеваниях» добавлена ссылка на «Руководство по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна». Это означает, что теперь правительства и судовладельцы должны принимать меры для более эффективной защиты моряков от преследований в период рейса. Руководящий принцип В4.3.6 также дополнен необходимостью расследовать такие случаи.

– Ожидать, что проблемы решатся сами по себе, – нельзя, – считают в РПСМ. – Стремление к социальной справедливости – одна из главных миссий, которая стоит перед участниками отрасли. Мы должны сделать все для того, чтобы искоренить неравенство в судоходстве, ведь от этого зависит благосостояние работников, а значит, эффективность сектора и безопасность мореплавания. Российский профсоюз моряков продолжит делать все возможное для защиты интересов членов РПСМ, независимо мужчина это или женщина. 

↑ 

Наверх