15.01.2019

ISWAN призывает судовладельцев поддержать моряков, страдающих от психических расстройств



В последнее время наблюдается серьезный рост осознания важности психологического благополучия моряков:  ментальное здоровье не менее значимо, чем физическое. Однако представители Международной благотворительной организации моряков (ISWAN) уверяют: чтобы стигматизация психических проблем прекратилась, отношение в судоходной отрасли должно измениться.

Результаты исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что каждый четвертый человек на определенном этапе своей жизни сталкивается с психическим или неврологическим расстройством. Моряки занимают в этой статистике не последнее место: долгая работа в море, замкнутые пространства, ограниченный круг общения и оторванность от близких могут способствовать появлению психологических проблем.

Некоторые судовладельцы уже пробуют с этим справиться. ISWAN особо отмечает результат совместного труда Палаты судоходства Великобритании, Национального профсоюза железнодорожных, морских и транспортных рабочих (RMT) и профсоюза Nautilus International – «Руководство для судоходных компаний по осведомленности о психическом здоровье» («Guidelines to Shipping Companies on Mental Health Awareness»). Изложенные в нем руководящие принципы являются хорошей отправной точкой для любой судоходной компании, желающей разработать политику и внедрить практику по обеспечению психологического благополучия моряков на своих судах.

Однако в руководстве идет речь о том, что политика компании должна включать помощь морякам, у которых выявлены проблемы психического характера. ISWAN считает, что здесь кроется проблема: многие члены экипажей не решатся обратиться к специалисту из страха потери работы и репатриации. Если ситуация серьезная, это может привести к тому, что моряк во время кризиса будет представлять угрозу безопасности судна и экипажа.

– Индустрия должна поддерживать моряков, страдающих от психических расстройств, – утверждают представители ISWAN. – Они должны иметь возможность подписывать новые трудовые контракты, когда их психическое благополучие улучшится – ведь большинство людей поправляются и могут снова работать в море. Моряков, имеющих тяжелые проблемы со здоровьем, не позволяющие им работать на судах, следует поддержать в поиске альтернативной работы на берегу.

– Нагрузка на моряков с каждым годом растет: количество членов экипажей на судах сокращается из соображений выгоды, требования становятся более жесткими, постоянно присутствует угроза пиратства, – утверждает Александр Бодня, председатель Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – Это приводит к сильному напряжению. О психологической помощи на борту российских судов и речи нет: на них отсутствуют профессиональные медики. Я считаю, что сократить масштабы проблемы действительно помогло бы увеличение количества членов экипажей, присутствие на борту врача и организация отдыха моряков вне работы: возможность поехать в пансионат, посетить  другую страну, получить билет в театр. Однако судоходные компании в этом не заинтересованы, потому что это сильно увеличит расходы. Радует, что по крайней мере на современных, хорошо оборудованных судах моряки могут как-то отвлечься от тяжелой работы: сходить в бассейн или тренажерный зал, посмотреть фильм. Думаю, это тоже снижает уровень стресса и помогает избежать излишнего психического напряжения.

По материалам ISWAN



↑ 

Наверх