15.01.2019

10 лет на страже Аденского залива

Военно-морские силы Европейского Союза (EU NAVFOR) по борьбе с пиратством у побережья Сомали отмечают первый юбилей операции «Atalanta» – кампании исполнилось 10 лет, сообщается на сайте eunavfor.eu.

Так, с 8 декабря 2008 года военные корабли совершили успешную проводку судов, доставивших 1,8 млн тонн гуманитарной помощи в рамках Всемирной продовольственной программы (WFP) для Сомали, и осуществляли захват и передачу подозреваемых пиратов в соответствующие органы для преследования. 

Патрулирование Аденского залива внесло весомый вклад в сдерживание пиратских атак: в предотвращение и пресечение нападений на торговые суда и захват заложников. Напомним, что еще каких-то шесть-семь лет назад воды Сомали считались самыми опасными в мире для судоходства. Не было ни дня, чтобы пираты не предприняли попытку напасть на торговое судно, и многие из них удавались. 

Достаточно вспомнить захват украинского сухогруза «Faina» в 2009 году, в экипаже которого были российские моряки, а капитан Владимир Колобков умер в плену. Не менее драматично развивались события на «Beluga Nomination» (флаг Антигуа и Барбуды). В конце января 2011 года пираты захватили 12 человек: граждан Украины, Филиппин, Польши и России. Петербуржец Владимир Исайкин погиб в ходе неудачной попытки освобождения судна, предпринятой силами береговой охраны Сейшельских островов. 

Фактически именно после трагедии на «Beluga Nomination» ситуация начала меняться. Помимо военно-морских сил ЕС, к охране и защите Аденского залива подключились и другие страны. И хотя количество нападений за эти годы свелось практически к нулю, страны Евросоюза по-прежнему признают, что условия, которые позволяли пиратству процветать долгие годы, все еще не устранены. Именно по этой причине мандат EU NAVFOR продлен до декабря 2020 года. 

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что только присутствие международных сил в Аденском заливе сдерживает рост числа происшествий. Тем не менее, судовым командам не следует целиком полагаться на них. Каждый моряк, давший согласие работать в пиратоопасной зоне, должен помнить о важности соблюдения правил Лучшей практики по борьбе с пиратством (BMP4) и о бдительности, особенно во время несения вахт. 

Напомним, что члены экипажей, которые работают по коллективному договору, имеют право отказаться от опасного рейса и при этом гарантированно сохранить место в компании. Со списком зон военного и повышенного рисков можно ознакомиться в приложении к коллективному договору IBF, где оговорены основные условия и применяемые выплаты. Найти соглашение, приложение и циркуляр МФТ с пояснениями можно на сайте РПСМ по ссылке http://www.sur.ru/ru/seafarers/contracts/.

↑ 

Наверх