14.01.2019

«Мы сработали хорошо и слаженно»

$4 млн 493 тысячи – столько денег Международная федерация транспортников (МФТ) в России помогла вернуть морякам в 2018 году. За этот период четверо инспекторов – Петр Осичанский (Владивосток), Ольга Ананьина (Новороссийск), Кирилл Павлов (Санкт-Петербург), Вадим Мамонтов (Калининград) и их координатор Сергей Фишов – проинспектировали 527 судов, заключили и пролонгировали 48 коллективных договоров.

На протяжении нескольких лет среди проблем, с которыми моряки обращаются в МФТ, лидируют долги по зарплатам, а одним из неблагополучных остается Черноморский регион. Справляться с трудностями и решать проблемы команде МФТ удается благодаря боевому настрою и тесному взаимодействию с коллегами, дружбе и сплоченности.

Море позора и гордости

В 2018 году самым проблемным для МФТ стал Черноморский регион. Картина в портах на протяжении нескольких лет складывается удручающая: здесь нищенские зарплаты и убитые по техническому состоянию суда, на которых отсутствуют коллективные договоры. Это объясняется слабым профсоюзным движением в большинстве стран Черного моря, и как следствие – нежеланием работодателей подписывать документ.

Однако Черноморский регион славится не только субстандартным судоходством, но и новороссийским инспектором МФТ. Успешную оборону здесь держит пока что первая и единственная женщина-инспектор МФТ в России Ольга Ананьина. Как ни парадоксально, но во многом ее отличная работа объясняется проблемами: накапливая огромные долги перед моряками, ряд компаний с горем пополам их возвращают, не доводя конфликт до суда. Нельзя не отметить, что, прежде всего, это заслуга самого инспектора: Ольга обладает всеми качествами, необходимыми для работы в МФТ. 

Задолженность – проблема № 1

Из года в год долги по заработной плате остаются самым частым основанием для обращения в профсоюз и МФТ, поэтому львиную долю возвращенных морякам средств в 2018 году составила именно погашенная задолженность. Так, вмешательство инспекторов позволило моряку с судна «Norgas Creation» вернуть невыплаченную заработную плату в размере $12 000. МФТ связалась с компанией «Norgas Carriers», которая подтвердила наличие задолженности, но не могла ее возместить из-за ареста судов кредиторами.  Долги перед моряком погасила другая фирма, взявшая контроль над «Norgas».

Другой случай с турецким судовладельцем «Akdeniz Roro Deniz»  – отличный пример не только деятельности МФТ, но и успешного взаимодействия с инспекцией государственного портового контроля.  После их вмешательства экипажам нескольких судов компания вернула деньги в сумме более $100 тысяч.

За справедливостью в суд       

Добиться справедливости и отстоять права российских моряков удается через суд и правоохранительные органы.  Например, за 10 месяцев прошлого года инспекция МФТ во Владивостоке направила четыре обращения в транспортную прокуратуру по проблемам моряков, работающих на судах «East Star»,  «Sea Alexa», «Crystal East». Три обращения в следственный отдел на транспорте Следственного комитета  РФ по Приморскому краю по проблемам моряков, работающих на судах «Port May», «Majesty», «Skua», четыре исковых заявления в суд по искам членов экипажей с теплоходов  «Icha»,  «Port May», «East Star-1», «Crystal East».

Кроме того, инспекторат дважды обращался в Государственную инспекцию по труду в Приморском крае по проблемам моряков, работающих на судах под российским флагом, и Представительство МИД по Приморскому краю, чтобы вернуть членов экипажей, находящихся на арестованном судне «Crystal East» в Арабских Эмиратах на протяжении шести месяцев, а также в Генеральное Консульство РФ в Арабских Эмиратах.

Одним колдоговором больше

На долю МФТ в Санкт-Петербурге приходятся не только возращенные долги, но и большое количество подписанных соглашений. Так, в 2018 году на судне «Uta» (флаг Панамы) появился договор общей стоимости экипажа (ITF/UNIFORM/TCC).

При проверке на теплоходе в порту Северной столицы оказалось, что моряки работают без колдоговора, а значит, их условия труда и быта далеки от идеала. Следующей страной захода должна была стать Финляндия, где, скорее всего, судно без документа МФТ попало бы под акцию протеста: в скандинавских странах докеры даже не приступают к работе с грузом, если у членов экипажа нет гарантий на достойную занятость.

В результате судовладелец принял решение подписать соглашение. Для сравнения, зарплата матроса класса AB выросла с $1200 до $1806. Увеличение по деньгам – не единственное преимущество, которое теперь есть у моряков: повысилась сумма страховки в случае потери трудоспособности или жизни, улучшилось питание, а расчет овертаймов будет происходить на более выгодных для членов экипажа условиях.

На «маршалловы» суда прорубить окно

В прошлом году в инспекцию МФТ в Калининграде за помощью пришел моряк, проблема которого началась в 2010 году. Восемь лет назад его списали с судна под флагом Маршалловых островов с формулировкой «за употребление алкоголя на борту». Медицинского осмотра не было – вердикт вынес капитан. С тех пор моряк ходил на разных судах и не знал, что администрация флага занесла его в некий список, который перекрыл ему дорогу на «маршалловы» суда. Выяснилось это, когда респектабельный судовладелец, подписав с моряком контракт, впоследствии отказал в работе. Работодатель пояснил, что «судно ходит под флагом Маршалловых островов, а вы у них в черном списке». МФТ долго разбиралась: пришлось неоднократно обращаться в администрацию флага и регистр. В ответ приходили сухие отписки.

Наконец, была получена ссылка на Кодекс торгового мореплавания флага, где были конкретизированы санкции за правонарушения. Например, в случае употребления алкоголя на борту, причем юридически доказанном, виновник может либо сесть в тюрьму на полгода, либо заплатить штраф $800, но в Кодексе нет ни слова о том, что нарушитель потеряет право работать под флагом на всю жизнь.

Вооружившись нормативно-правовым актом и аргументами, калининградская МФТ продолжила переписку с администрацией флага и получила официальное извещение, что моряк «восстановлен в статусе имеющего право на работу».

В единой крепкой команде

Координатор МФТ в России Сергей Фишов неоднократно подчеркивал, что результативная работа МФТ – заслуга всей команды. И речь не только об инспекторах в России. Порой, чтобы добиться выплаты долга или компенсации для одного российского моряка, в борьбу включаются коллеги из трех-четырех стран мира. Вот почему так важна солидарность.

– В этом году мы сработали хорошо и слаженно, результаты по многим аспектам превзошли прошлый год, – прокомментировал  С. Фишов. – Хочется подчеркнуть, что это заслуга сплоченной команды, которая весь год была единым механизмом. В первую очередь, это конечно инспекторы МФТ, но не только: мы работаем в тесном взаимодействии с региональными/территориальными организациями Российского профсоюза моряков, техническими инспекторами РПСМ, а также с инспекторами МФТ по всему миру. 

↑ 

Наверх