РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
$4 млн 493 тысячи – столько денег Международная федерация
транспортников (МФТ) в России помогла вернуть морякам в 2018 году. За этот
период четверо инспекторов – Петр Осичанский (Владивосток), Ольга Ананьина
(Новороссийск), Кирилл Павлов (Санкт-Петербург), Вадим Мамонтов (Калининград) и
их координатор Сергей Фишов – проинспектировали 527 судов, заключили и
пролонгировали 48 коллективных договоров.
На протяжении нескольких лет среди проблем, с которыми
моряки обращаются в МФТ, лидируют долги по зарплатам, а одним из
неблагополучных остается Черноморский регион. Справляться с трудностями и
решать проблемы команде МФТ удается благодаря боевому настрою и тесному взаимодействию
с коллегами, дружбе и сплоченности.
Море позора и
гордости
В 2018 году самым проблемным для МФТ стал Черноморский
регион. Картина в портах на протяжении нескольких лет складывается удручающая:
здесь нищенские зарплаты и убитые по техническому состоянию суда, на которых
отсутствуют коллективные договоры. Это объясняется слабым профсоюзным движением
в большинстве стран Черного моря, и как следствие – нежеланием работодателей
подписывать документ.
Однако Черноморский регион славится не только субстандартным
судоходством, но и новороссийским инспектором МФТ. Успешную оборону здесь держит
пока что первая и единственная женщина-инспектор МФТ в России Ольга Ананьина.
Как ни парадоксально, но во многом ее отличная работа объясняется проблемами:
накапливая огромные долги перед моряками, ряд компаний с горем пополам их возвращают,
не доводя конфликт до суда. Нельзя не отметить, что, прежде всего, это заслуга
самого инспектора: Ольга обладает всеми качествами, необходимыми для работы в
МФТ.
Задолженность –
проблема № 1
Из года в год долги по заработной плате остаются самым
частым основанием для обращения в профсоюз и МФТ, поэтому львиную долю
возвращенных морякам средств в 2018 году составила именно погашенная
задолженность. Так, вмешательство инспекторов позволило моряку с судна «Norgas
Creation» вернуть невыплаченную заработную плату в размере $12 000. МФТ
связалась с компанией «Norgas Carriers», которая подтвердила наличие
задолженности, но не могла ее возместить из-за ареста судов
кредиторами. Долги перед моряком погасила другая фирма, взявшая
контроль над «Norgas».
Другой случай с турецким судовладельцем «Akdeniz Roro Deniz» –
отличный пример не только деятельности МФТ, но и успешного взаимодействия с
инспекцией государственного портового контроля. После их
вмешательства экипажам нескольких судов компания вернула деньги в сумме более
$100 тысяч.
За справедливостью в суд
Добиться справедливости и отстоять права российских моряков
удается через суд и правоохранительные органы. Например, за 10 месяцев
прошлого года инспекция МФТ во Владивостоке направила четыре обращения в
транспортную прокуратуру по проблемам моряков, работающих на судах «East
Star», «Sea Alexa», «Crystal East». Три обращения в следственный отдел на
транспорте Следственного комитета РФ по Приморскому краю по проблемам
моряков, работающих на судах «Port May», «Majesty», «Skua», четыре исковых
заявления в суд по искам членов экипажей с теплоходов «Icha», «Port
May», «East Star-1», «Crystal East».
Кроме того, инспекторат дважды обращался в Государственную
инспекцию по труду в Приморском крае по проблемам моряков, работающих на судах
под российским флагом, и Представительство МИД по Приморскому краю, чтобы
вернуть членов экипажей, находящихся на арестованном судне «Crystal East» в
Арабских Эмиратах на протяжении шести месяцев, а также в Генеральное
Консульство РФ в Арабских Эмиратах.
Одним колдоговором
больше
На долю МФТ в Санкт-Петербурге приходятся не только возращенные
долги, но и большое количество подписанных соглашений. Так, в 2018 году на
судне «Uta» (флаг Панамы) появился договор общей стоимости экипажа
(ITF/UNIFORM/TCC).
При проверке на теплоходе в порту Северной столицы
оказалось, что моряки работают без колдоговора, а значит, их условия труда и
быта далеки от идеала. Следующей страной захода должна была стать Финляндия,
где, скорее всего, судно без документа МФТ попало бы под акцию протеста: в
скандинавских странах докеры даже не приступают к работе с грузом, если у
членов экипажа нет гарантий на достойную занятость.
В результате судовладелец принял решение подписать
соглашение. Для сравнения, зарплата матроса класса AB выросла с $1200 до $1806.
Увеличение по деньгам – не единственное преимущество, которое теперь есть у
моряков: повысилась сумма страховки в случае потери трудоспособности или жизни,
улучшилось питание, а расчет овертаймов будет происходить на более выгодных для
членов экипажа условиях.
На «маршалловы» суда
прорубить окно
В прошлом году в инспекцию МФТ в Калининграде за помощью
пришел моряк, проблема которого началась в 2010 году. Восемь лет назад его
списали с судна под флагом Маршалловых островов с формулировкой «за
употребление алкоголя на борту». Медицинского осмотра не было – вердикт вынес
капитан. С тех пор моряк ходил на разных судах и не знал, что администрация
флага занесла его в некий список, который перекрыл ему дорогу на «маршалловы»
суда. Выяснилось это, когда респектабельный судовладелец, подписав с моряком
контракт, впоследствии отказал в работе. Работодатель пояснил, что «судно ходит
под флагом Маршалловых островов, а вы у них в черном списке». МФТ долго
разбиралась: пришлось неоднократно обращаться в администрацию флага и регистр.
В ответ приходили сухие отписки.
Наконец, была получена ссылка на Кодекс торгового
мореплавания флага, где были конкретизированы санкции за правонарушения.
Например, в случае употребления алкоголя на борту, причем юридически
доказанном, виновник может либо сесть в тюрьму на полгода, либо заплатить штраф
$800, но в Кодексе нет ни слова о том, что нарушитель потеряет право работать
под флагом на всю жизнь.
Вооружившись нормативно-правовым актом и аргументами,
калининградская МФТ продолжила переписку с администрацией флага и получила
официальное извещение, что моряк «восстановлен в статусе имеющего право на
работу».
В единой крепкой команде
Координатор МФТ в России Сергей Фишов неоднократно подчеркивал, что результативная работа МФТ – заслуга всей команды. И речь не только об инспекторах в России. Порой, чтобы добиться выплаты долга или компенсации для одного российского моряка, в борьбу включаются коллеги из трех-четырех стран мира. Вот почему так важна солидарность.
– В этом году мы сработали хорошо и слаженно, результаты по многим аспектам превзошли прошлый год, – прокомментировал С. Фишов. – Хочется подчеркнуть, что это заслуга сплоченной команды, которая весь год была единым механизмом. В первую очередь, это конечно инспекторы МФТ, но не только: мы работаем в тесном взаимодействии с региональными/территориальными организациями Российского профсоюза моряков, техническими инспекторами РПСМ, а также с инспекторами МФТ по всему миру.
Наверх