20.11.2018

«Трудовые споры у нас будут жить вечно, ибо профсоюзу нужны бойцы, а не попутчики»

Основная задача профсоюзов – защищать профессиональные, социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы и права членов профсоюза, – уверен Петр Осичанский, председатель Первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ, инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) на Дальнем Востоке.  Для достижения этой цели ППО опирается в работе на российское законодательство,  договаривается с судовладельцами путем переговоров или, когда это не удаётся, прибегает к проверенному методу: уведомляет недобросовестную компанию о возможном задержании судна в порту согласно Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве (КТМС), что отлично работает.  «Поэтому приходится делить судовладельцев на порядочных, на условно порядочных, то есть тех, которых быть порядочными заставляет суровая необходимость, и упёртых, – поясняет Петр Осичанский. – Эти не понимают ни доброго слова, ни «револьвера». По отношению к ним мы повсеместно применяем как нормы трудового законодательства Российской Федерации, так и нормы международного законодательства, то есть в первую очередь КТМС».  

Председатель ППО подробно ответил на вопросы, как же удается добиться справедливости и отстоять права российских моряков. 

– Через суд и в целом в правоохранительные органы.  Например, за 10 месяцев этого года мы направили четыре обращения в транспортную прокуратуру по проблемам моряков, работающих на судах «East Star»,  «Sea Alexa», «Crystal East». Три обращения в следственный отдел на транспорте Следственного Комитета  РФ по Приморскому краю по проблемам моряков, работающих на судах «Port May», «Majesty», «Skua», четыре исковых заявления в суд по искам членов экипажей, работавших на судах  «Icha»,  «Port May», «East Star-1», «Crystal East».

Мы вынуждены были дважды обращаться в Государственную инспекцию по труду в Приморском крае по проблемам моряков, работающих на судах под российским флагом, и Представительство МИД по Приморскому краю, чтобы вернуть моряков, находящихся на арестованном судне «Crystal East» в Арабских Эмиратах на протяжении шести месяцев, а также в Генеральное Консульство РФ в Арабских Эмиратах.

– Многие моряки не верят, что в суде можно решить их застарелую проблему.

– Как раз застарелые проблемы лучше всего решать в суде. Если раньше срок исковой давности по невыплаченной зарплате был всего лишь 3 месяца, то теперь с иском можно обращаться в течение года. Кроме того, пропущенный срок исковой давности можно восстановить, если он был пропущен по уважительной причине – по болезни, например, или моряк срочно ушел в рейс на судне другой компании, или был в отпуске за пределами края и  т. п.

Практически все наши обращения в суд не только были удовлетворены, но и привели к положительному результату. Ведь не секрет, что далеко не все судебные решения исполняются.

Так, по судну «Crystal East», арестованному за долги перед банком, суд признал обязанность судовладельца частично удовлетворить требования по задолженности. В итоге моряки получили свои деньги в сумме 1 707 539 рублей.  По делу экипажа теплохода «Icha»  вступили в силу два решения по пяти истцам за разные периоды работы на судне. По первому решению на сумму 1 316 628 рублей выплаты состоялись через конкурсного управляющего, поскольку 4 декабря 2017 года решением арбитражного суда Камчатского края в отношении компании ООО ПО «Камагро» было введено конкурсное производство. Второе решение на сумму  526 000 рублей вступило в силу 17 января 2018, и до снятия ареста 20 февраля истцам были произведены все выплаты.  Что касается судна «Port May», истцу было отказано в удовлетворении исковых требований по заработной плате в связи с недостаточной доказательной базой. У моряка, как часто бывает, к сожалению, не было всех необходимых для суда документов. По судну «East Star-1» в настоящий момент готовится исковое заявление к круинговому агентству.

Всего через суды удалось добиться возвращения задолженностей по зарплате моряков в сумме свыше 2,5 миллионов рублей.

– Расскажите о задержании судов в рамках требований Конвенции о труде в морском судоходстве.       

– На Дальнем Востоке конвенция МОТ работает прекрасно. С момента вступления её в силу в августе 2013 года в дальневосточных портах было свыше 30 задержаний в основном по невыплаченным зарплатам.  Этот механизм работает безотказно, и судовладельцы это учитывают, а главное, это их дисциплинирует,  количество задержаний уменьшается.  Если в 2015 году было 16 задержаний, то за 10 месяцев 2018 года всего лишь 4. Я связываю это с тем, как грамотно применяются нормы конвенции дальневосточными представителями служб капитанов портов – инспекторами Port и Flag State Control. В Морском государственном университете имени адмирала Г. И. Невельского на курсах повышения квалификации круглогодично проводится работа по изучению основных положений КТМС. В прошлом году во Владивостоке прошло 12 таких семинаров, в них приняли участие 236 человек.

На этих семинарах, каждый из которых длился около 4-х часов, подробно обсуждались особенности трудового законодательства на морском транспорте, детально рассматривалась конвенция и поправки к ней. Как известно, 18 января 2017 вступили в силу новые поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве. Теперь судовладельцы обязаны будут подтверждать финансовое обеспечение обязательств по выплате компенсаций в случае смерти моряка или утраты трудоспособности. Такое понятие, как «брошенные экипажи», тоже уйдёт в прошлое, поскольку новые правила регулируют механизм оплаты репатриации моряков в случае проблем с судном. Поступило предложение от МГУ подготовить учебно-практическое пособие по особенностям трудового законодательства на морском транспорте с подробным рассмотрением КМТС. Будем работать и над этим.

За 10 месяцев 2018 года я провел  18 семинаров, общая продолжительность их составила 72 часа. Их посетили капитаны портов, представители Port State Control и Flag State Control, уполномоченные лица судоходных компаний (заместители по безопасности мореплавания и назначенные лица), капитаны, старшие помощники и лоцманы.  В семинарах приняли участие 227 человек.

– В секции рыбаков МФТ вы представляете Российскую Федерацию. Как на практике решаются проблемы российских рыбаков?  В вашу первичную организацию рыбаки приходят со своими проблемами?

– Приходят. В иные годы рыбаков было даже больше, чем моряков. Но мы не делим их по профессиональному признаку. Для нас они такие же обманутые труженики моря. 40 миллионов мужчин и женщин, занятых в рыбном хозяйстве по всему миру, работают в очень опасной и по большей части нерегулируемой сфере. Ратификация Конвенции МОТ № 188 о труде в рыболовном секторе десятью странами, о которой так много говорили и так долго ждали,  наконец состоялась. Как вы знаете, сейчас стран уже двенадцать. Конечно, ее нельзя сравнивать с Конвенцией о труде в морском судоходстве, которую ратифицировали уже 88 стран, но все же рыбакам она сможет помочь. К сожалению, Россия не входит в число ратифицировавших стран. Более того, не так много данных, которые бы свидетельствовали о том, что она вскоре будет ратифицирована.

Мне часто приходится общаться с лидерами четырёх крупнейших российских профсоюзов рыбаков Дальнего Востока. Лидер Камчатского профсоюза рыбаков о существовании конвенции услышала впервые от меня. А ведь в Камчатском регионе зарегистрировано свыше 100 рыбацких предприятий, на которых работает от 7 до 10 тысяч человек. Она в июне этого года приступила к выполнению обязанностей председателя профсоюза рыбаков Камчатского края и явно нуждается в организационной помощи.  Лидер Сахалинского профсоюза о существовании конвенции узнал лишь в декабре 2016 года. Лидер Приморской краевой профсоюзной организации рыбаков знал о конвенции, так как довольно часто общался со мной, но о том, что ее ратифицировало квалифицированное количество стран, узнал от меня. Более того, на шестом съезде рыбаков, состоявшемся в мае позапрошлого года в Москве, обсуждались вопросы строительства новых судов, низкой заработной платы, высокого уровня травматизма со смертельным исходом. Но о Конвенции № 188 не было сказано ни слова: ни в докладе лидера российского профсоюза рыбаков Круглова, ни в выступлении делегатов съезда. А ведь труд рыбака очень и очень опасный. Все процессы в рыбной промышленности в значительной степени непрозрачны. Российские рыбаки постоянно сталкиваются с непрозрачностью своего труда: сколько рыбы поймано, сколько продано, по какой цене и т. д. А от этого зависит их зарплата.

– Низкая заработная плата – главная проблема у рыбаков?

– Основные проблемы на судах российского рыболовного флота – аварии, травмы и несчастные случаи со смертельным исходом. Так, за последние 8-9 лет только в Японском море потерпели крушение рыболовные суда:

1. Шхуна «Аронт-103», весь экипаж утонул – 13 человек.

2. Шхуна «Джи Вонг-1», весь экипаж утонул – 12 человек

3. Шхуна «Партнёр», весь экипаж утонул – 16 человек.

4.Траулер «Аметист», весь экипаж утонул – 23 человека.

5. Шхуна «Гинга» – умерло 3 человека.

6. Шхуна «Шанс-101» –15 человек погибли.

7. БАТМ  «Дальний Восток» – 69 человек погибли в море.

8. Шхуна «Адекс», весь экипаж утонул – 16 человек.

9. Шхуна «Норд», весь экипаж утонул – 16 человек.

10. Шхуна «Восток»,  в январе этого года, весь экипаж погиб – 21 человек.

Таким образом, погибло более двухсот человек!

– Куда смотрит Профсоюз рыбаков?

– Дело в том, что профсоюз рыбаков все пореформенные годы отличался крайней пассивностью, слабостью. Многие их члены даже не знают о том, что принята и уже вступила в силу Конвенция о труде в рыболовном секторе.13 800 человек работает в рыбной отрасли Сахалинской области.  Из них только 2100 являются членами профсоюза. Ситуация с членством в профсоюзе – одна из самых больших проблем в рыбной отрасли России. Лишь 15-20%, занятых в этой отрасли, являются членами профсоюза. При этом членство в профсоюзе не только не приветствуется, но работников под всеми возможными предлогами вынуждают выходить из профсоюза.

Рыбаков нередко переводят «по собственному желанию» с бессрочных трудовых договоров на срочные, что позволяет работодателю манипулировать работниками при перезаключении договоров. Еще одна больная проблема у рыбаков – это низкая заработная плата. При этом значительная часть зарплаты находится в тени. А та, которую в России называют белой, и о которой знает официальная статистика, составляет 62 000 рублей у командного состава и 48 000 рублей у рядового. Это данные по Сахалину. Примерно такая же картина на Камчатке и в Приморье. Но это данные о 15-20%, занятых в рыбной отрасли Дальнего Востока России. Зарплата остальных 80% работников непрозрачна и может варьироваться от 0 (это когда рыбаков обманывают) и до 200 000 рублей (это у тех, кто занят на лове особо ценных пород  морских биоресурсов).  

Больше половины всей рыбы и морепродуктов в Российской Федерации вылавливается в Охотском море. Если мы посмотрим на  карту сайта global fishing watch, то мы увидим огромное скопление рыбаков в Охотском море, вокруг полуострове Камчатка и вокруг острова  Сахалин. Порядка 25 000 человек – российских рыбаков – трудится в этом регионе. Российский профсоюз моряков хорошо знаком с проблемами российских рыбаков, знает о причинах возникновения этих проблем, и почему эти проблемы не решаются. Последние годы РПСМ активно помогает российским рыбакам, попавшим в беду. Поэтому наша задача – повсеместно оказывать помощь рыбакам – остается в силе. Труд рыбак не только почётен, он ещё и опасен. Не случайно у нас говорят: рыбак – дважды моряк.

– Вы нарисовали довольно мрачную картину в рыбной отрасли. Неужели всё так плохо? А как в других странах?

– У всех по-разному. В таких странах, как Исландия, Норвегия, Дания, зарплаты рыбаков на порядок выше, да и условия труда гораздо комфортнее. А, например, в Камбодже, в Таиланде, на Мадагаскаре зарплаты не достигают и ста долларов. Условия труда нередко просто рабские. Не случайно МФТ реализует специальный проект по Таиланду, который направлен не только на улучшение условий труда и  заработной платы, но и на становление, развитие национального профсоюза. 

– Как обстоят дела с членством в профсоюзе?

– Моряки приходят в профсоюз, когда им плохо. К сожалению, это иждивенческое отношение к профсоюзу сохранилось еще с советских времён. В этом году в профсоюз вступило 74 человека. Много это или мало? Если судить по общим цифрам – а у нас на учёте в первичке 1312 человек – это почти 6% от общего числа, вставших на учёт. Многие мои коллеги полагают, что подавляющее число из тех, кто пришел в профсоюз только со своей проблемой, а не осознанно, что называется, по зову души – это попутчики. С помощью профсоюза они решат свою проблему и снова забудут о нём. И с этим трудно не согласиться. Поэтому трудовые споры у нас будут жить вечно, ибо профсоюзу нужны бойцы, а не попутчики.

↑ 

Наверх