12.11.2018

Колдоговор колдоговору рознь

На днях технические инспекторы труда Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) посетили с проверкой условий труда и быта моряков т/х «Topaz Commander» (флаг Маршалловых островов, ИМО 9194294), ошвартовавшийся в Рыбном порту.

«Topaz Commander» – офшорное судно обеспечения нефтяных платформ. В его экипаже моряки из России, Украины, Польши, Хорватии, Азербайджана, Индии и Филиппин, судовладелец – дубайская компания «Topaz Energy & Marine». При проверке на первый взгляд показалось, что у членов судовой команды прекрасные условия труда. Зарплата матроса более $2500, боцман получает не менее $3000. Судно зафрахтовано, а значит, моряки обеспечены работой. Судовладелец вовремя выплачивает заработную плату, контракты у членов экипажа – три месяца (плюс-минус один), да и само судно в хорошей форме. На этом, пожалуй, все плюсы работы на компанию «Topaz Energy & Marine» заканчиваются. 

Инспекторам КРО РПСМ бросились в глаза некоторые пункты трудовых договоров, которые были составлены нестандартным образом. Так, в документах заработная плата указана не за месяц, как обычно, а за один день.  «Вроде бы, ничего такого: там за месяц, тут за день – какая разница?» – подумают моряки. 

Однако разница есть, и еще какая.

Со слов моряков, судно покрыто каким-то коллективным договором, конечно же, к Международной федерации транспортников (МФТ-ITF) этот документ не имеет никакого отношения. Более того, никто из членов экипажа колдоговор никогда не видел. Но, как сказал старпом, «беспокоиться не о чем: у нас все по MLC 2006 и зарплаты айтиэфовские». На вопрос, что он имеет в виду под «айтиэфовские», моряк ответить не смог. 

Как выяснилось, у всех членов команды 12-часовой рабочий день без выходных, включая фиксированный овертайм. Нет, это не оговорка: 360 часов в месяц и так в течение всего контракта. Это прямое нарушение Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС, MLC). Так, в соответствии со Стандартом А 2.3 MLC 2006 у каждого моряка должен быть минимум один выходной день в неделю, а максимальная продолжительность рабочего времени в течение любого периода в 7 дней не должна превышать 72 часа.  У ребят с т/х «Topaz Commander» 84-часовая рабочая неделя! 

Если бы в договорах моряков указывалась месячная зарплата, отдельно прописывались составляющие заработной платы, а овертайм был не фиксированный, а гарантированный, то члены экипажа бы увидели, как много они перерабатывают, и сколько на них экономит работодатель. Получается, по 200 часов переработки в месяц. Даже если взять 103 часа гарантированного овертайма, как это чаще всего прописано в договорах МФТ, то у моряков было бы 97 часов экстраовертайма, а это почти вторая зарплата. 

Как рассказали члены экипажа, бывало, что перед заходом судна в европейский порт, где есть сильные профсоюзы докеров или лоцманов, боссы резко поднимали зарплату членам экипажа, чтобы портовики не забанили пароход. После выхода из таких портов зарплата снова снижалась. 

Инспекции труда РПСМ в Калининграде также удалось прояснить ситуацию о компенсациях. Она прописана только в случае со смертельным исходом.  Страховая выплата для рядового состава – $50 тысяч, у офицеров – $100 тысяч.  

Для сравнения – в колдоговорах МФТ виды компенсаций очень подробно расписаны. Так, при 100% потере трудоспособности судовладелец выплатит пострадавшему рядовому около $105 тысяч, младшему офицеру – $140 тысяч, а члену старшего командного состава – $180 тысяч. На таком контрастном примере экономия «Topaz Energy & Marine» налицо.

В данный момент судно идет в Роттердам, где его приедут смотреть новые заказчики. Если все сложится, то «Topaz Commander»  отправится на работу в Африку, при этом его будущий район плавания считается опасным (high risk area). Дадут ли списаться морякам, не желающим рисковать своей жизнью, или, может, доплатят за такой риск, как это гарантирует коллективный договор МФТ – большой вопрос, ответ на который для РПСМ очевиден. 

Профсоюз не намерен мириться с позицией дубайского работодателя: инспектору МФТ в порту Роттердам направлено письмо о неприемлемых условиях работы моряков, а в компанию «Topaz Energy & Marine» послан соответствующий нотис. 

Петр Дзендзелюк, руководитель юридического отдела Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ)


↑ 

Наверх