01.11.2018

Установить единый правовой механизм контроля по трудоустройству моряков безотносительно к юрисдикции судов

С таким предложением Российский профессиональный союз моряков обратился в Министерство транспорта и Межведомственную комиссию по подготовке к реализации в РФ Конвенции о труде в морском судоходстве после того, как Министерство внутренних дел (МВД) России вынесло на заседание рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений по развитию рынка труда и содействию занятости населения, состоявшееся 03 октября 2018, два вопроса:  о «О проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Контроль не входит в полномочия

Если коротко, речь идет об отмене обязательного лицензирования деятельности по трудоустройству россиян за рубежом, включая моряков (МВД предложило отменить п. 35 ч.1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности). И, как следствие, исключить административную ответственность за подобную деятельность, которая на сегодняшний день  в случае отсутствия лицензии является незаконной, отменив статьи 18.13, 23.1 и 28.3 КоАП РФ.

МВД поясняет свои действия поручением Президента – якобы функция контроля по осуществлению подобной деятельности не свойственна полномочиям  министерства, плюс Правительство РФ вообще предлагает отказаться от ее лицензирования как вида государственного регулирования деятельности по трудоустройству российских граждан, включая моряков, на работу за рубежом. 

При этом в МВД считают, что отмена лицензирования  деятельности по трудоустройству за рубеж никак не скажется на невыполнении Российской Федерацией конвенционных требований в этом вопросе и  не отразится негативно на правах трудоустраиваемых моряков, поскольку существуют другие  формы  государственного контроля за посреднической деятельностью, например, регистрация  юридических лиц.   

Однако в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) не разделяют эту оптимистическую позицию , как и ту, что в отношении трудоустраиваемых на работу в качестве членов экипажей иностранных  судов российских моряков может быть применим существующий механизм регулирования деятельности по трудоустройству моряков для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, где  установлена система формирования и ведения в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органах реестра трудовых договоров, заключенных при посредничестве организаций по подбору и трудоустройству моряков, с российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.  МВД.

Нет права проверять круинги

Действительно, для круингов, трудоустраивающих моряков на российские суда, лицензия не нужна, они работают по другим правилам, хотя занимаются они тем же, что и круинги, предлагающие работу на судах иностранных владельцев. Эта система, несмотря на категорические  возражения РПСМ о ее заведомой нежизнеспособности,   была установлена в   2009 году предшественником Минтруда России – бывшим  Минздравсоцразвития России, которое  разработало форму трудового договора с моряком и положение о регистрации этих договоров в территориальных органах Роструда. По задумке круинги должны были взять этот трудовой договор за основу, оформлять его с моряками надлежащим образом, а затем нести на регистрацию. Но практически никто из круинга этого   не делает, поскольку никакой юридической ответственности за неисполнение этой нормы не установлено. А  Роструд, в свою очередь, не имел и до сих пор не имеет права контролировать круинги, потому что под его юрисдикцию попадает только работодатель, каковым круинг не является.   А значит, вся эта система контроля не работает, хотя на бумаге вроде бы все отрегулировано и хорошо.

Объективным подтверждением такого вывода служит тот факт, что Роструд по надуманным причинам отказался предоставить РПСМ сведения о количестве таких круингов, числе трудоустроенных ими моряков с указанием их должностей по судну, наименованиях и юридических адресах работодателей (российских судовладельцев), а также о наиболее типичных отклонениях (нарушениях) от установленной формы трудового договора.     

Похожая ситуация и с наймом под иностранный флаг. Несмотря  на то, что обновленная в декабре 2017 года  редакция  «Положения  о лицензировании деятельности по трудоустройству российских граждан на работу за рубежом» вобрала в себя практически все требования Правила 1.4 КТМС, регламентирующего вопросы подбора и трудоустройства моряков, слабым местом в нем осталось отсутствие возможности иметь конвенционный механизм для оперативного рассмотрения жалоб моряков на невыполнение или ненадлежащее выполнение  лицензиатом в лице круинга своих обязательств по трудоустройству перед моряком  и необходимого реагирования на них со стороны лицензирующего органа. Ведь в силу действующего закона   о лицензировании отдельных видов деятельности, в основе которого для целей проверок лицензиатов лежит закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, внеплановую проверку,  в данном случае круингов,  можно проводить только тогда, когда в жалобе моряка содержатся сведения исключительно о наличии грубых нарушений в его действиях.  В свою очередь   к таковым законом отнесены только те действия, которые повлекли  за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и иных подобных экстремальных последствий в виде  человеческих жертв, например. Следовательно, только в случае подтверждения такого рода фактов лицензирующий орган вправе инициировать в отношении лицензиата  (круинга ) соответствующие меры административной ответственности, вплоть до приостановления действия лицензии.      

Вот и получается, что  моряк по существу не может  обращаться  в лицензирующий орган в случаях, когда круинг направил его для работы к недобросовестному иностранному судовладельцу, регулярно задерживающему или вообще не выплачивающему  заработную плату, не соблюдающему других условий трудового договора.          

Определить ответственного на федеральном уровне

В ходе заседания рабочей группы РТК  со стороны МВД также было заявлено, что Роструд готов и согласен осуществлять контроль за трудоустройством моряков как на суда иностранных владельцев, так и российских. Что с учетом вышеизложенного вызывает большие сомнения.

Однако в связи с возражениями ФПРМТ, представляющей на площадке РТК интересы РПСМ, рабочая группа РТК не поддержала представленные МВД России законопроекты, расценив их преждевременными в виду того, что  альтернативного, здравого и соответствующего КТМС организационно-правового механизма контроля за деятельностью организаций по трудоустройству моряков для работы  на иностранных судах представлено не было.  

Одновременно МВД России было предложено провести  эту работу в формате Межведомственной комиссии по подготовке к реализации в Российской Федерации КТМС с участием, прежде всего, Минтранса России как  координирующего федерального  органа исполнительной власти согласно постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 №  966 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве».

С этой целью в адрес председателя  этой комиссии – статс-секретаря и заместителя министра транспорта Аристова  С. А. направлено  обращение  о проведении  ее внепланового   заседания,  где  обсудить создавшуюся ситуацию и выработать принципиальные предложения в части определения федерального органа исполнительной власти, ответственного в полном объеме за выполнение конвенционного Правила 1.4 КТМС «Подбор и трудоустройство» и в отношении установления единого, безотносительно к юрисдикции судов, организационно- правого механизма контроля за деятельностью организаций по трудоустройству моряков.

Со своей стороны, РПСМ видит его в форме создания системы аккредитации круингов при Роструде, о чем уведомил все причастные к этому федеральные ведомства, участвующие в работе МВК,  еще в мае месяце 2018 г.


↑ 

Наверх