РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Доктор Фил Шарплес, старший медицинский директор UnitedHealthcare Global Medical, рассказал, каким образом современное здравоохранение охватывает новые технологии для предоставления более качественной медицинской помощи, и о том, как некоторые из этих инструментов могут применяться в морской отрасли. Эти инициативы включают в себя дистанционные консультации на борту, а также электронные медицинские системы записи для обеспечения данных о состоянии моряков.
Но сперва, чтобы понять, как технологии могут применяться в
морских условиях, нужно знать, как часто происходят чрезвычайные ситуации в
море.
В 2013 году издание «Международный журнал по морскому
здравоохранению» опросил 420 тысяч членов экипажей с более 23 тысяч
коммерческих судов и установил, что каждое пятое судно было вынуждено менять
курс по медицинским показаниям. Исследование, проведенное в 2014 году,
показало, что более четверти из 465 немецких морских офицеров, которые получали
медицинскую помощь на борту судов с 2006 по 2013 год, были вовлечены в
серьезные инциденты. И, наконец, в 2015 году Международная ассоциация морского
судоходства обнаружила, что в среднем на судне происходит один серьезный
медицинский инцидент каждые два года.
Д-р Шарплс отметил четыре идеи, как современные технологии
могут изменить ситуацию с медициной на борту.
Видеоконсультация с доктором
В 2014 году во всем мире между медицинским работником и
пациентом было проведено менее 20 миллионов видеоконсультаций. Ожидается, что в
2020 году эта цифра составит около 170 миллионов. Одним из пионеров
предоставления таких услуг является компания Mainstream healthcare, которая
проводит видеоконференции для оказания медицинской поддержки, используя
современные интеллектуальные устройства. Консультации с врачами по видео могут
проходить не только в момент чрезвычайных ситуаций, но и для обеспечения связи
моряка с врачом по вопросам хронических заболеваний, например, высокого
кровяного давления или диабета.
К слову, ежегодно отрасль платит $760 миллионов за
отклонение от курса с целью организации эвакуации моряка вертолетом.
Электронная медицинская запись
Такая инициатива позволила бы хранить данные обо всех
визитах моряка к врачу, а в экстренном случае доктор мог бы ознакомиться с
историей болезни пострадавшего и рекомендовать лечение. Предоставление членам
экипажа доступа к системе электронных медицинских записей (EMR) возможно в
любом месте, где есть Wi-Fi.
Дистанционное медицинское обучение
Исследования, проведенные специалистами в области здравоохранения,
показывают, что взрослые люди, прошедшие тренинги по оказанию первой помощи,
через 6-12 месяцев после обучения теряют приобретенные навыки. Например, умение
оказывать сердечно-легочную реанимацию ухудшалось до такой степени, что они не
смогли бы адекватно отреагировать на остановку сердца. Это лишь один пример
доказательства того, что любой человек, который потенциально может столкнуться
с ситуацией, когда нужно будет оказать помощь пострадавшему, обязан постоянно
проходить тренинги. Учитывая зарегистрированную частоту чрезвычайных
ситуаций на борту судна, пятилетний интервал обязательной медицинской
подготовки без какой-либо формы переподготовки, кажется слишком длинным, чтобы
гарантировать адекватное оказание первой помощи. Использование учебных
видеороликов, доступных с любых носителей, помогло бы в борьбе с потерей
навыков. К тому же в современном мире это несложно: медицина давно использует
преимущества дистанционного обучения.
Использование гаджетов и приложений
Этот рынок растет не по дням, а по часам. В 2016 году
появилось более 300 миллионов новых устройств. Ожидается, что к 2020 году будет
продано 830 миллионов девайсов. То есть каждый седьмой человек на планете будет
пользоваться новейшими технологиями. Самая интересная особенность гаджетов
заключается в том, что в скором времени они будут собирать всю информацию о
здоровье своих владельцев: контролировать сердечный ритм, кровяное давление и
даже уровень сахара в крови. И это важно, так как с 2015 года основной причиной
смертности являются болезнь коронарных артерий, инсульт и высокое кровяное
давление. Вряд ли в ближайшем будущем что-то изменится. Использование устройств
с приложениями о здоровье позволит контролировать общее состояние человека.
Так судоходная отрасль может использовать технологии в целях
здравоохранения моряков. Компаниям внедрение этих мер могло бы помочь
обеспечить более широкий доступ к медицинским услугам, а также соответствовать
требованиям Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC) по
здравоохранению на борту судна. Использование современных технологий может
снизить затраты за счет совершенствования управления хроническими
заболеваниями. Но самое главное – прибегая к инновациям, можно спасти жизнь.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) всегда поддерживает
рекомендации и нововведения, направленные на улучшение качества жизнь моряков
на борту судна, а по вопросам здравоохранения тем более. Однако стоит отметить,
что судовая медицина начинается с аптечки – и это «ахиллесова» пята российского
морского здравоохранения. Институт судовых врачей в нашей стране давно
ликвидирован, и экипажи торговых судов теперь полагаются лишь на знания и
умения одного из своих сотоварищей, ответственного за оказание первой
медицинской помощи и уход за больными и пострадавшими. Так, MLC предусматривает
медицинскую подготовку одного из моряков, если в экипаже не предусмотрено место
для врача. Для этого члены экипажей (обычно второй помощник или старпом)
проходят специальные курсы, где их учат методам оказания первой помощи, ряду
медицинских процедур: таких, как внутримышечные и внутривенные уколы, а также
подробно разбирают содержимое судовой аптечки.
Вот тут и возникает серьезная загвоздка. Согласно MLC,
судовая аптечка должна комплектоваться и пополняться с учетом типа судна,
количества моряков борту, характера района плавания и продолжительности рейса.
Только изданные Минздравом РФ приказы по комплектованию судов лекарствами
(Приказы N 499н и N 984н) были настолько несовершенны, что их
пришлось отменить. И до сих пор ведомство не создало ни одного нормативного
документа, регулирующего формирование судовых аптечек, из-за чего в сфере царит
полнейшая неразбериха: например, судовладельцы не имеют права закупать на судно
сильнодействующие обезболивающие средства, поскольку в нашей стране отсутствует
порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с
международными нормативными документами в аптечке эти лекарства обязательно
должны присутствовать. Такие упущения могут грозить проблемами при проверках PSC.
Зачастую, из-за существующих запретов морякам, нуждающимся в определенных
медикаментах, приходится искать альтернативные выходы, расфасовывая лекарства в
баночки из-под витаминов.
Правительству необходимо в срочном порядке разработать и
утвердить перечень медикаментов, который будет соответствовать требованиям
конвенции о труде в морском судоходстве и рекомендациям Всемирной организации
здравоохранения. Это станет первым шагом к восстановлению здравоохранения на
российских судах.
По материалам safety4sea
Наверх