23.10.2018

РПСМ: необходимо в срочном порядке разработать и утвердить перечень медикаментов на борту судов

Доктор Фил Шарплес, старший медицинский директор UnitedHealthcare Global Medical, рассказал, каким образом современное здравоохранение охватывает новые технологии для предоставления более качественной медицинской помощи, и о том, как некоторые из этих инструментов могут применяться в морской отрасли. Эти инициативы включают в себя дистанционные консультации на борту, а также электронные медицинские системы записи для обеспечения данных о состоянии моряков.

Но сперва, чтобы понять, как технологии могут применяться в морских условиях, нужно знать, как часто происходят чрезвычайные ситуации в море.

В 2013 году издание «Международный журнал по морскому здравоохранению» опросил 420 тысяч членов экипажей с более 23 тысяч коммерческих судов и установил, что каждое пятое судно было вынуждено менять курс по медицинским показаниям. Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что более четверти из 465 немецких морских офицеров, которые получали медицинскую помощь на борту судов с 2006 по 2013 год, были вовлечены в серьезные инциденты. И, наконец, в 2015 году Международная ассоциация морского судоходства обнаружила, что в среднем на судне происходит один серьезный медицинский инцидент каждые два года.

Д-р Шарплс отметил четыре идеи, как современные технологии могут изменить ситуацию с медициной на борту.

Видеоконсультация с доктором

В 2014 году во всем мире между медицинским работником и пациентом было проведено менее 20 миллионов видеоконсультаций. Ожидается, что в 2020 году эта цифра составит около 170 миллионов. Одним из пионеров предоставления таких услуг является компания Mainstream healthcare, которая проводит видеоконференции для оказания медицинской поддержки, используя современные интеллектуальные устройства. Консультации с врачами по видео могут проходить не только в момент чрезвычайных ситуаций, но и для обеспечения связи моряка с врачом по вопросам хронических заболеваний, например, высокого кровяного давления или диабета.

К слову, ежегодно отрасль платит $760 миллионов за отклонение от курса с целью организации эвакуации моряка вертолетом.

Электронная медицинская запись

Такая инициатива позволила бы хранить данные обо всех визитах моряка к врачу, а в экстренном случае доктор мог бы ознакомиться с историей болезни пострадавшего и рекомендовать лечение. Предоставление членам экипажа доступа к системе электронных медицинских записей (EMR) возможно в любом месте, где есть Wi-Fi.

Дистанционное медицинское обучение

Исследования, проведенные специалистами в области здравоохранения, показывают, что взрослые люди, прошедшие тренинги по оказанию первой помощи, через 6-12 месяцев после обучения теряют приобретенные навыки. Например, умение оказывать сердечно-легочную реанимацию ухудшалось до такой степени, что они не смогли бы адекватно отреагировать на остановку сердца. Это лишь один пример доказательства того, что любой человек, который потенциально может столкнуться с ситуацией, когда нужно будет оказать помощь пострадавшему, обязан постоянно проходить тренинги.  Учитывая зарегистрированную частоту чрезвычайных ситуаций на борту судна, пятилетний интервал обязательной медицинской подготовки без какой-либо формы переподготовки, кажется слишком длинным, чтобы гарантировать адекватное оказание первой помощи. Использование учебных видеороликов, доступных с любых носителей, помогло бы в борьбе с потерей навыков. К тому же в современном мире это несложно: медицина давно использует преимущества дистанционного обучения.

Использование гаджетов и приложений

Этот рынок растет не по дням, а по часам. В 2016 году появилось более 300 миллионов новых устройств. Ожидается, что к 2020 году будет продано 830 миллионов девайсов. То есть каждый седьмой человек на планете будет пользоваться новейшими технологиями. Самая интересная особенность гаджетов заключается в том, что в скором времени они будут собирать всю информацию о здоровье своих владельцев: контролировать сердечный ритм, кровяное давление и даже уровень сахара в крови. И это важно, так как с 2015 года основной причиной смертности являются болезнь коронарных артерий, инсульт и высокое кровяное давление. Вряд ли в ближайшем будущем что-то изменится. Использование устройств с приложениями о здоровье позволит контролировать общее состояние человека.

Так судоходная отрасль может использовать технологии в целях здравоохранения моряков.  Компаниям внедрение этих мер могло бы помочь обеспечить более широкий доступ к медицинским услугам, а также соответствовать требованиям Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC) по здравоохранению на борту судна. Использование современных технологий может снизить затраты за счет совершенствования управления хроническими заболеваниями. Но самое главное – прибегая к инновациям, можно спасти жизнь.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) всегда поддерживает рекомендации и нововведения, направленные на улучшение качества жизнь моряков на борту судна, а по вопросам здравоохранения тем более. Однако стоит отметить, что судовая медицина начинается с аптечки – и это «ахиллесова» пята российского морского здравоохранения. Институт судовых врачей в нашей стране давно ликвидирован, и экипажи торговых судов теперь полагаются лишь на знания и умения одного из своих сотоварищей, ответственного за оказание первой медицинской помощи и уход за больными и пострадавшими. Так, MLC предусматривает медицинскую подготовку одного из моряков, если в экипаже не предусмотрено место для врача. Для этого члены экипажей (обычно второй помощник или старпом) проходят специальные курсы, где их учат методам оказания первой помощи, ряду медицинских процедур: таких, как внутримышечные и внутривенные уколы, а также подробно разбирают содержимое судовой аптечки.

Вот тут и возникает серьезная загвоздка. Согласно MLC, судовая аптечка должна комплектоваться и пополняться с учетом типа судна, количества моряков борту, характера района плавания и продолжительности рейса. Только изданные Минздравом РФ приказы по комплектованию судов лекарствами (Приказы N 499н и N 984н) были настолько несовершенны, что их пришлось отменить. И до сих пор ведомство не создало ни одного нормативного документа, регулирующего формирование судовых аптечек, из-за чего в сфере царит полнейшая неразбериха: например, судовладельцы не имеют права закупать на судно сильнодействующие обезболивающие средства, поскольку в нашей стране отсутствует порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с международными нормативными документами в аптечке эти лекарства обязательно должны присутствовать. Такие упущения могут грозить проблемами при проверках PSC. Зачастую, из-за существующих запретов морякам, нуждающимся в определенных медикаментах, приходится искать альтернативные выходы, расфасовывая лекарства в баночки из-под витаминов.

Правительству необходимо в срочном порядке разработать и утвердить перечень медикаментов, который будет соответствовать требованиям конвенции о труде в морском судоходстве и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Это станет первым шагом к восстановлению здравоохранения на российских судах.

По материалам safety4sea

↑ 

Наверх