12.09.2018

«Моряки – это люди, а не роботы, способные работать сутками»

Результаты опроса  более 1000 моряков, проведённого в этом году Йельским университетом  США  и международной морской благотворительной организацией «Общество моряков», показали, что  свыше  одной четверти  моряков сталкиваются с депрессией  каждые две недели. Хотя цифры  варьируются, но, для сравнения, считается, что в среднем около 4%  населения мира  страдает от депрессии. Высокий уровень угнетённого, подавленного состояния  среди моряков, как правило, объясняется  стрессами и напряжением, которые они переживают при исполнении своих должностных обязанностей.  Однако если угнетённое состояние  члена  экипажа,  его  тревоги и суицид – видимая вершина айсберга, то под ней могут скрываться более  глубинные проблемы, такие как запугивание  и изоляция. О проблеме  травли  говорят не часто,  но   она  встречается чаще, чем индустрия  может предположить. 

Так, в 2017 году   команда SeafarerHelp морской благотворительной организации ISWAN работала с 128 случаями жестокого обращения,  травли, притеснений  и дискриминации,  которые коснулись в целом 420 моряков. С 1-го января  по 31 июля 2018 года зафиксировано 80 таких случаев с участием 283 моряков. Ясмин Чжао (Yasmine Zhao), заместитель руководителя группы SeafarerHelp  рассказала издательству «Safety at Sea», что ISWAN считает, что этот вопрос освещается не в полной мере. «Мы имеем дело только с теми моряками, которым удалось набраться мужества  и выйти с нами на связь». Чжао подчеркнула, что повышение  информированности о  проблеме среди моряков и всей  морской индустрии побудит всё больше людей  обращаться за помощью, а компании – действовать.  Причины  для запугивания моряков  разные, сказала Чжао. Обратившиеся рассказывают  команде SeafarerHelp о разных причинах, среди которых  национальность, раса, сексуальная ориентация, возраст, пол и религия. «В одном из таких случаев  моряка, выходца из Индии, исповедующего религию сикхов,  попросили сбрить бороду, что противоречит его религии. Другие  говорили о травле  со стороны своих коллег из-за гомосексуализма. Для  нас – ничего нового».

Международная благотворительная  организация  ISWAN выявила, что среди тех, кто длительное  время  сталкивается  с притеснениями, наблюдаются  такие  последствия, как деморализация,  чувство обиды,  отсутствие сплочённости экипажа, тревога,  стресс, изоляция, снижение  производительности труда, утрата  чувства собственного достоинства,  мысли о самоубийстве,  желание скорее  вернуться домой, а некоторые моряки  и вовсе уходят из  отрасли.  Многие из перечисленных последствий звучат актуально и для Дэна Томпсона (Dan Thompson),  который  отказался от профессии судоводителя после пережитой им травли  и депрессии.  В настоящее время Томпсон является лоцманом-инструктором  в  Администрации порта Лондона. Он  рассказал  о  своём опыте  в рамках конференции «Общества  моряков» – Wellness at Sea, состоявшейся в марте 2018 года. По его словам, «запугивание – важный фактор, содействующий развитию  депрессии на борту наших судов. Но именно  травля и притеснение   играют решающую роль в формировании у моряков угнетённого состояния». Он видел, что это исходит от старших офицеров.  И даже при «умеренном» буллинге или притеснении, если это повторяется  на судне  изо дня в день в течение нескольких недель или месяцев,   младший  состав экипажа, у которого  практически нет возможности избежать этого, испытывает «медленное  разрушение психики».

Томпсон занимал должность штурмана в хорошо известной круизной компании,  депрессия у него началась после того, как он попал на новое судно: нехватка информации о новом лайнере   и постоянная  рабочая  нагрузка сделали своё дело. «У меня  были общие признаки депрессии, изоляции, одиночества. Я был очень измотан и ни с кем не хотел разговаривать. Работая  на  судне, на борту которого находится порядка 5000 человек, я чувствовал себя очень одиноким».  Томпсон  подчеркнул, что заболевание  оказало «чрезвычайное» влияние  на  его работу: он утратил интерес  и не соответствовал стандартам. Учитывая, что Томпсон отвечал за  обеспечение  безопасной  навигации  круизного судна, именно это и являлось источником беспокойства. «В нашей индустрии аспект безопасности, особенно при несении обязанностей старшего штурмана  и вахтенного, имеет огромные последствия. Я достиг точки, когда мне  было всё равно, что происходит», – сказал Томпсон. Для него это было не просто травля,  а изоляция, ставшая следствием работы на новом судне, а также потеря сна из-за того, что компания не позаботилась  о создании условий для полноценного отдыха экипажа, что и вызывало у него депрессию и тревогу. Так продолжалось до тех пор, пока не вмешались его близкие, он начал понимать, что страдает от депрессии и обратился за помощью. «К сожалению, некоторые люди  не доходят до этого этапа: у них депрессия, и они зацикливаются. Я сам прошёл через это. Один из моих товарищей  лишил себя  жизни из-за пережитой  на  борту судна депрессии».

К несчастью, суициды среди  моряков  – явление не такое редкое. По информации «UK P&I Club»,  во время медицинского осмотра  перед  приёмом на работу установлено 12 случаев с нарушением психического здоровья, из которых:  9 случаев психического расстройства, в том числе депрессия или тревога; 2 суицида и 1 попытка к суициду. Томпсон был знаком  со своим коллегой, покончившим жизнь самоубийством и который подталкивал его к  совершению этого шага.  «На восстановление, посредством  лечения  и консультаций,  мне потребовалось около полугода. Важно лично понимать, что  моряки  – это люди, а не роботы, способные работать сутками. Мы нуждаемся во внимании». К разочарованию, Чжао отметила, что моряки зачастую даже не знают о том, что их компания  располагает  стратегией или методикой  по борьбе  с травлей. А те, кто  обращается к их помощи, иногда не относятся серьёзно к инцидентам или вовсе их  игнорируют. Другие, прошедшие через этот опыт, опасаются потерять работу. И этот  страх обоснован. По сведениям Чжао, филиппинцы  и индийцы, которые совершили звонки и озвучили проблемы, получили  ярлык «возмутителей спокойствия», «очень скоро» их контакты  будут  ограничены  и занесены в «чёрный» список судоходной компании.

Расстановка сил
В целях соблюдения порядка, строгая иерархия  на борту судна  может быть искажена. Чаще  всего в адрес ISWAN  поступает гораздо больше звонков  от членов экипажей, занимающих невысокие должности на судне, которые сообщают о притеснениях со стороны командного состава, а не наоборот. «Как правило, провокатор является неоднократным нарушителем и славится тем, что запугивает  других моряков, поэтому люди распространяют между  собой информацию и стараются  избегать того или иного капитана», – указала Чжао. Хотя  информация  могла бы распространиться среди экипажа  и причинить вред репутации компании,  без чёткой и ясной системы отчётности  компания сама  может остаться в неведении.  Вместо этого компания   могла бы  располагать сведениями о проблеме, но если  это высокопоставленный член экипажа, то его увольнение может  считаться «слишком дорогостоящей» мерой,   а значит,  проще  и дешевле  отправить домой недовольного моряка и «закрыть глаза  на  проблему», – продолжила Чжао. И Томпсон, и Чжао  отметили, что ряд компаний предпринимали шаги по защите  моряков  от буллинга, и  указали, что до сих пор это чаще исключение, чем правило. Чжао  сделала ссылку  на судоходные компании, у которых было Назначенное лицо на берегу (DPA),  –  в отделе  по управлению человеческими ресурсами,  или отделе круинга,  – который  проходил подготовку  и знал, как справиться  с подобными проблемами, если к нему за помощью обратится моряк.  Наличие корпоративной  политики по борьбе с притеснениями и травлей, а также  чёткая процедура предъявления  жалоб  –  хороший старт, который  запросто  может превратиться   в работу  «для  галочки». В рамках корпоративной политики разъяснение  новым и уже действующим морякам признаков  домогательства  и притеснения, а также кому передавать информацию и    как связаться  с ними – всё  это  повышает информированность о проблеме  и демонстрирует то, что компания серьёзно  относится к вопросу буллинга.

В беседе с «SAS», капитан Валентин Мавринак (Valentin Mavrinac),  заместитель Назначенного лица на берегу  по вопросам  формальности, безопасности, здоровья  и окружающей среды «Columbia Shipmanagement»,  заявил, что именно этого подхода придерживается компания. Перед посадкой на судно она  готовит экипаж, рассказывает о  процедуре  подачи  жалоб, а также каждому вручается  её печатная  версия. В «Columbia Shipmanagement» действует политика нулевой толерантности  к любым проявлениям притеснений на  рабочем месте. Экипажу рассказывают о том, что в случае необходимости  они имеют право рассказать  о своих проблемах капитану  или Назначенному лицу  на  берегу,   продолжил Мавринак, а культура  открытого диалога  поощряется с целью обеспечения того, что экипаж чувствует  возможность обратиться со своими проблемами.  Тем не менее в компании  действует система «открытого донесения» для моряков, которые до сих пор испытывают дискомфорт, чтобы рассказать о своих сложностях.  «С помощью телефона, СМС-сообщений, электронной  почты каждый работник  может воспользоваться  открытой отчётностью и передать информацию непосредственно компании или через независимую третью сторону, при этом всегда сохраняя  полную анонимность.  Кроме того, каждый  член  экипажа  получает  сведения  о   бесплатном номере телефона, по которому  он может оставить своё сообщение».

Создание  открытой культуры  может быть сопряжено с проблемой. Между тем, по словам Чжао, слишком часто члены экипажа, принявшие решение пройти через официальную процедуру подачи жалоб, не наблюдают фактов, подтверждающих  предпринятые действия  по решению проблемы. По словам Мавринака, «Columbia Shipmanagement»  справилась с данным вопросом, продемонстрировав поддержку высшего руководства  в пользу открытой культуры и серьёзного подхода  к проблеме буллинга. Послание подкрепляется видеоматериалами, корпоративным журналом, частыми конференциями  среди руководства, запланированными  визитами экипажа  в офис компании, а также  посещениями судов  топ-менеджерами.  «Тем не менее лучший пример воспитания  культуры  открытого диалога  покажет время, а также  отсутствие  ответных мер против  тех, кто выражает свои опасения или  сообщает о притеснении или жестком обращении»,  – отметил он.  К сожалению,  но  ISWAN по-прежнему  наблюдает случаи   травли и  агрессии. Статистика   по-прежнему  непреклонна: в прошлом году около 4%  случаев, поступивших в адрес ISWAN,  оказались фактами  запугивания  и притеснений.  В нынешнем году  эта  статистика остаётся на  уровне 3,5-4%. Если мы приступим к борьбе с высоким уровнем депрессии, тревоги и суицидов среди моряков, важно бороться и  с коренными причинами, и помнить слова Томпсона: «Моряки  - это люди, а не роботы. Мы  нуждаемся во внимании».

Автор: Таня Блейк (Tanya Blake)
Источник Fairplay.ihs.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх