19.02.2018

Риски «чёрных флагов»

В конце января т\х «Jian Hong No. 1» (IMO 7914183) под удобным флагом Монголии затонул у берегов Китая. Только два из 11 членов экипажа были спасены, остальные пропали без вести. Причины аварии устанавливаются, но учитывая возраст теплохода – на момент трагедии ему было 38 лет, – можно предположить, что они связаны с техническим износом. Данный инцидент в очередной раз демонстрирует, к чему приводит попустительство администраций удобных флагов.

Монголия, не имеющая даже выхода к морю, известна своим пренебрежительным отношением к контролю за флотом, в результате чего продолжают происходить аварии. Вспомнить хотя бы прошлогодний случай, когда в Чёрном море сухогруз «Leonardo» раскололся надвое. Неудивительно, что страна занимает последние строчки рейтинга надёжности государств флага – так называемый WGB (White-Grey-Black) List. Составляют его комитеты Токийского (Tokyo MoU) и Парижского (Paris MoU) меморандумов о взаимопонимании. Список формируется по результатам проверок и задержаний государственного портового контроля (PSC): чем больше проверок и задержаний, тем ниже страна опускается в рейтинге и тем выше шанс, что в этот регистр пойдут недобросовестные судовладельцы. 

– Так называемые «чёрные флаги» по определению самые дешёвые для работодателей, а это означает, что и стандарты безопасности там нивелируются, – говорит инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина. – Не зря на «Чёрном море позора» всё чаще используют флаг Конго, который находится в зоне самого высокого риска. В «чёрном» списке также популярные у черноморских судовладельцев Танзания, Того, Сьерра-Леоне и Коморские острова.

Конечно, не все администрации удобных флагов халатно относятся к исполнению требований безопасности на своих судах. Те же Панама или Маршалловы острова стараются оперативно реагировать на замечания, выявленные государственными портовыми инспекциями, поэтому они находятся в «белом списке». На такие нюансы важно обращать внимание перед устройством на работу.

– Суда под флагом государств, занимающих последние строчки рейтингов WGB, скорей всего будут иметь технические неисправности. Ведь часто компании, эксплуатирующие один-два теплохода возрастом под 30 лет, а то и старше, просто не могут пройти контроль в других регистрах. Поэтому перед наймом на работу важно проверять, под каким флагом ходит судно, чтобы не оказаться на «ржавом корыте», способном в любой момент пойти ко дну, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. 

↑ 

Наверх