11.06.2014

Фокус на защиту прав моряков

Международная организация «Права моряков» (SRI) провела семинар по приоритетам и проблемам, связанным с защитой моряков.

Встреча прошла в Лондоне 9 июня и была организована для выпускников юридических факультетов и адвокатов по морскому праву с целью их просвещения в области криминализации членов экипажей. В мероприятиях приняли участие более 70 специалистов юридической сферы, судьи, консультанты и арбитры, представители SRI, следственного управления по морским авариям Франции, а также бывший генсек Международной федерации транспортников (МФТ ) Дэвид Кокрофт и и. о. обязанности генсека МФТ Стив Коттон.

Красной нитью всего мероприятия стала тема надлежащей защиты моряков. По статистике, причиной № 1 для возбуждения уголовного дела против членов экипажей является загрязнение окружающей среды – 9,76%. На втором месте – столкновение с судном (9,75%). Тройку замыкают нарушения техники безопасности со смертельным исходом – 8, 94%. Наибольшему риску оказаться под следствием и получить реальный срок подвержены капитаны. На них приходится 23,3% всех обвинений, которые предъявляются плавсоставу. Далее следуют электромеханики – 15,52%. Третье, четвертое и пятое места разделили помощник капитана, старший механик и донкерман соответственно. А самым опасным местом, как ни странно, считается порт: здесь происходит 57% всех происшествий, повлекших за собой уголовное преследование.

Основная проблема криминализации моряков заключается в том, что еще до суда и следствия власти пытаются найти виноватых, и кто, как не моряки становятся первой мишенью. Как членам экипажей избежать проблем, чтобы не стать частью этих цифр и не оказаться за решеткой?

– Знание законов крайне важно, – отметила директор SRI Дейдра Фицпатрик. –  Моряки должны хоть немного знать о той стране, куда идет судно. Здесь также важна работа профсоюзов и благотворительных организаций, которые должны информировать моряков об их правах, алгоритме действий при конфликтной ситуации и оказывать поддержку. Задача адвокатов – понимать роль и место моряков в этой отрасли и оказывать им максимальную помощь.

Какие рекомендации можно дать, если все же случилась беда? Самое первое, что морякам можно посоветовать, – необходимо поставить в известность российские консульские учреждения в той стране, где произошел арест. Особенно это касается стран с неустоявшейся государственно-правовой системой, как Восточная и Западная Африка. Консульства, как правило, имеют на примете местного доверенного адвоката, который знает национальные особенности уголовного процесса. Одновременно нужно связаться с представителями профсоюза и МФТ, имеющей широкую сеть морских адвокатов по всему миру. Также важно как можно скорее сообщить об инциденте родным, ведь их решительная гражданская позиция может привлечь государство и общественные организации к оказанию помощи.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) в качестве предупредительной меры советует трудоустраиваться только через круинговые агентства с надежной репутацией и в компании, которые известны с положительной стороны. Об этом может узнать любой моряк, достаточно лишь связаться со своей профсоюзной организацией. 

↑ 

Наверх