14.01.2014

С борта «Найденова»

«Русские рыбаки  не сидят под стражей», – такое сообщение с борта траулера «Олег Найденов» передал представитель Международной федерации транспортников (МФТ) в Сенегале Сергей Елединов.

К сожалению, в нашей стране о судне «Олег Найденов» распространяется исключительно дезинформация. Начиная с комиков из отдела общественных связей при «Роскомрыболовства» и заканчивая детской писательницей Ю. Латыниной. Версия у этих неравнодушных и озабоченных одна: заговор против страны и ее бизнеса.

Причем заговорщики указаны от Гринписа, который почему-то распоряжается фрегатом ВМС «Ферло» и патрульной авиацией ВМС Франции (между прочим, именно эти самолеты с 2010 года фиксируют нарушение траулерами под флагом РФ правил рыболовства в зоне Сенегала) до Китая.

Мол, «желтая флотилия» в составе шести крупнотоннажных траулеров тоже пасется в тех же водах и ничего? Значит, выводит Латынина, подтаскивая за шиворот к выводу насчет тех, кто заказал «Найденова», чья здесь собака порылась? С удовольствием, для ее сведения уточняем.

Первое. На так называемых «китайских» судах удобного флага работают, как и на «Найденове» граждане РФ, и для наших этот сегмент на мировом рынке труда открылся 14 лет назад после приватизации рыбопромыслового флота РФ. 

Второе и самое интересное. Знаете ли вы, что китайская флотилия на самом деле принадлежит холдингу «Pacific Andes», о котором вообще-то монографию можно написать, где красным отметить: эта госструктура из КНР сотрудничает  на договорных началах с Госкомрыболовством РФ, начиная с середины 90-х годов.

Еще более интересно, что китайские суда с того времени получили право использовать флаг РФ (например, крупнейшая в мире плавбаза «Лафайетт», приписанная к порту Калининград, но не вылезающая из Тихого океана), а патриоты из Госкомрыболовства могут вписывать как бы «русские» суда в список национальных судовладельцев, имеющих право на вылов рыбы. И еще распинаться по телевизору про экспансию российских рыбопромышленников, ряды которых растут и ширятся.

А что на деле? На деле Мировой Океан лишь по телевизору ничей. В мировом бизнесе промышленного рыболовства он давно разделен на зоны, контролируемые так называемыми «региональными организациями рыбопромышленников», частью действующие под эгидой ООН, а где, как в случае с Сенегалом, под надзором и контролем Евросоюза. Поэтому мы говорим Дакар, а подразумеваем – Брюссель с соответствующими правилами, стандартами и согласованными квотами на вылов в зоне горемычной Африки. Ведь в случае исчерпания макрели вдоль побережья Сенегала (и далее везде) появятся такие же пиратские деревушки, что и вдоль Сомали. И кто будет кормить и обеспечивать? Судовладелец из Мурманска и его лоббисты из Москвы?

К сожалению, начиная с эпохи промрыболовства СССР  в зоне Африки, особенности национальной рыбалки не изменились. Уже тогда в африканской зоне траулеры под флагом СССР нещадно останавливались и даже обстреливались сторожевиками прибрежных государств. Пусть Латынина пишет свои сказочки, что тогда нас супер термоядерных все боялись. А я был на борту «Тендры» в Мавританской зоне и наблюдал, как береговая охрана положила траулер «Дионис» в дрейф под пулемет, потом извлекла из рубки капитана с судовым журналом и уволокла свою добычу в  направлении Сахары курсом в яму с решеткой. Бедолага сидел там со всей документацией примерно месяц.

И можно сказать, «я вспоминаю все с начала»: брезент на борту судна, скрывающий номер и название. В сегодняшних кадрах с «Найденовым» такая деталь умиляет, как старая песня. А вот новая песня: теперь, когда каждый рыбак должен работать с включенной AIS (автоматическая идентификация координат судна извне), что делают наши умельцы? Сюжет из хроники браконьерства в Гвинейском заливе, где резвятся исключительно российские да исландские судовладельцы. Берем у аборигенов напрокат пирогу, майнаем в нее блок AIS с системой энергопитания и оставляем имитацию своего судна-браконьера в нужном месте. Сами идем с авоськой в место неположенное, закрываемся брезентом и берем свое и немного чужого. 

Между прочим, говорят, что когда-то сомалийские пираты были мирными рыбаками. Когда же на суше началась война, в их море пришли нелегальные траулеры под всякими разными флагами. И причем здесь Гринпис? Если уж упоминать этих ребятах, то в середине 90-х именно европейские филиалы Гринпис организовали кампанию против нелегальных поставок «русской трески», чем обломали бизнес европейским торговым сетям (например, LIDL), китайским посредникам и российским бизнесменам Баренцева моря, которых вообще-то должно было гораздо раньше и по долгу службы построить Госкомрыболовство.

Такой в общем расклад на фоне воплей о вселенском заговоре. Что же касается простых рыбаков, то профсоюзы всегда на их стороне. И кстати, председатель секции рыбаков МФТ Джон Уитлоу еще десять дней назад связался с властями Сенегала, после чего на траулере побывали различные миссии и организации, в том числе Сергей Елединов – представитель МФТ в Сенегале. «Русские рыбаки  не сидят под стражей», – такое сообщение он передал в МФТ.

Нынешней экипаж теплохода «Олег Найденов» на судне недавно и домой пока что не собирается, питьевая вода на борту никогда не заканчивалась, помощь продовольствием и медикаментами с самого начала была оказана со стороны ВМС Сенегала.

Такая картина.

Вадим Мамонтов,
Председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков, инспектор МФТ в порту Калининград.
↑ 

Наверх