14.10.2013

«Cool Aster»: история повторяется

История с выплатой заработной платы на этом теплоходе всегда одна: компания «North Reefer» отказывается выполнять свои обязательства перед экипажем теплохода «Cool Aster». Заработанные деньги морякам можно вернуть только через суд.

                Экипаж судна «Cool Aster» (флаг Сент-Китс и Невис), 15 мурманчан, обратился за помощью в Международную федерацию транспортников (ITF)  и Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) с той же проблемой, что их предшественники. Им не выплачивалась заработная плата с начала работы на судне, и они хотели бы получить содействие в возврате долга. А это, ни много ни мало, более 90 000 евро. Сейчас судно арестовано в порту Лас-Пальмас (Испания), на борту уже нет груза; вода и провизия на исходе.

                Несколько месяцев назад круинговая компания ООО «Новый век плюс» трудоустроила этот экипаж на проблемное судно, несмотря на то что «Cool Aster» давно имеет нелестные рекомендации. РПСМ и Международная федерация транспортников (ITF) неоднократно предупреждали  не устраиваться работать на суда компании «North Reefer».

                Предостережения профсоюза на экипаж не подействовали. Не обратили внимание моряки и на тот факт, что предыдущий украинский экипаж, который вел судно из Исландии, бросил его прямо в Одессе. После чего и набрали мурманских моряков, согласившихся доставить судно с рыбой в Камерун (Центральная Африка).

                В рейс они ушли, но добрались только до Испании. В порту г. Лас-Пальмас судно было задержано представителями администрации порта по техническим причинам. «Cool Aster» уже давно покрыт множественной коррозией, а перебои в работе рефрижераторных установок возникали еще в прошлом году.

                Застряв в Испании, некоторые члены экипажа все-таки решились обратиться в профсоюз, поскольку денег с момента трудоустройства им не платили ни разу. Но были и моряки, которые покинули судно,  – уверенные, что зарплату выплатят позже. Таково было обещание судовладельца.

                Судно находилось на территории Испании, когда 29 июля на борту умер моторист. Судовладелец отказался выполнять свои обязанности по репатриации тела и больше месяца эта проблема не решалась. В конце концов, председатель Балтийской территориальной организации РПСМ А. М. Бодня лично обратился к губернатору Мурманской области М. В. Ковтун с просьбой оказать содействие в возвращении тела на родину. И только после этого 7 сентября тело моряка доставили в Мурманск, чтобы семья наконец смогла предать его земле.

                Пока экипаж искал помощи у профсоюза, судовладелец начал ремонт, но средств на это у него не хватало. Тогда руководители «North Reefer» стали изыскивать деньги у фрахтователя, уверяя, что судно вот-вот уйдет в Камерун. В итоге фрахтователь почти полностью произвел оплату за доставку груза, однако судно прочно застряло в Лас-Пальмасе. Чтобы защитить свои интересы, владелец груза обратился в суд.

                Испанский суд иск рассмотрел и вручил капитану предписание о принудительной разгрузке судна в течение 24 часов. В случае отказа выполнить это требование капитану грозило до четырех лет тюрьмы. А если команда попытается помешать выгрузке, то экипаж подвергнется  уголовному преследованию.

                Моряков вынудили согласиться, хотя до решения суда экипаж намеревался устроить акцию протеста и удерживать груз в качестве залога. Однако риск попасть в тюрьму был велик – испанская фемида в таких случаях действует без промедления. Решимости у моряков поубавилось, и владелец груза смог забрать свою рыбу.     После разгрузки фрахтователь выплатил морякам 6 400 евро за рабочую неделю выгрузки. А судовладелец просто исчез.

                Моряки остались на пустом судне без еды, без денег и без билетов домой. Сейчас к решению проблем экипажа подключился консул России в г. Лас-Пальмас. Кроме того, вопросами экипажа по-прежнему занимается инспектор ITF Виктор Конде и представители РПСМ.

                Капитан судна вместе с испанским адвокатом представили иск в местный суд с ходатайством об аресте судна для дальнейшей его продажи. Предполагается, что часть вырученных средств пойдет на расчет с моряками.

                Новый иск против компании «North Reefer» собирается заявить и фрахтователь, на долю которого выпали лишние траты по доставке груза в пункт назначения.Но очевидно, что если разбирательство затянется, «Cool Aster», судно 1984 года постройки,  развалится прямо в порту и будет не нужно никому даже в качестве металлолома.

                Пока что судно покинули 2 человека, 8 членов экипажа планируют уехать домой за свой счет. Остальные моряки задержатся в Испании, чтобы выполнять работы по обеспечению безопасности мореплавания в районе стоянки судна.

                В ходе этой затянувшейся истории представители РПСМ обратились в Федеральную миграционную службу с просьбой проверить деятельность компании ООО «Новый век плюс», которая занималась наймом экипажа на проблемное судно.

Собираются подключиться к этой проверке и в администрации Мурманской области. Первый заместитель губернатора А. М. Тюкавин обещал, что администрация окажет возможную помощь по установлению местонахождение владельца компании «North Reefer».

                Министерство иностранных дел (МИД) также обещает оказать содействие и помочь с репатриацией, когда в этом возникнет необходимость. Об этом в ответ на письменное обращение РПСМ сообщил заместитель директора Консульского департамента А. Климов.

                Заметим, что эта история, произошедшая на «Cool Aster» – далеко не первая. Несмотря на то, что у судна менялись владельцы – компании «Arctic Reefers Co. Ltd», «Ice Reefer», «North Reefer», проблемы с выплатой зарплаты были всегда одни и те же.

                Чуть больше года назад на «Cool Aster» работал экипаж, который смог добиться ареста и последующей продажи судна. Это был единственный шанс получить задолженность по заработной плате за три с половиной месяца. Теплоход находился в Калининграде, когда судовладелец уговаривал моряков пойти на Клайпеду и получить расчет там, но команда отказалась от такого решения. Заручившись поддержкой Калининградской региональной организации РПСМ, моряки подали в суд на компанию-судовладельца «Arctic Reefers Co. Ltd». Во время разбирательства  фирма объявила себя банкротом, и судовладельцем «Cool Aster» стала компания «North Reefer».

                Сейчас для многострадального «Cool Aster» ищут нового покупателя. Сумма, полученная от продажи, должна пойти на погашение долгов компании, размер которых составляет более 600 000 евро. И пока на судне находится хотя бы часть экипажа, долг будет расти. При этом остается большая вероятность, что нынешний судовладелец, компания «North Reefer», появится на рынке судоходства в новом обличье, под руководством тех же людей.

                Ситуация, сложившаяся на «Cool Aster», показывает, что необходимо выработать механизм репатриации, который будет работать на международном уровне. Сейчас за возвращение моряка на родину отвечает государство флага, под которым ходит судно. Если государство флага проблему решить не может, то в дело вступает государство, гражданином которого являются моряки, нуждающиеся в помощи.

                На сегодняшний день вся эта процедура в России фактически не урегулирована. Вопросами возвращения всех российских граждан (включая моряков) занимается МИД. Но оплачивается такая репатриация за счет госбюджета только в том случае, если жизни и здоровью гражданина угрожает реальная опасность.

Репортаж наших мурманских коллег можно посмотреть здесь.

↑ 

Наверх