На Морской коллегии обсудили приоритетные вопросы отрасли

09.10.2017  

Сегодня, 9 октября в Сочи прошло заседание Морской коллегии при правительстве РФ, в котором принял участие председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. На повестку дня были вынесены наиболее актуальные темы национальной морской политики. Одним из центральных вопросов стало обсуждение экологической безопасности морской деятельности РФ.

Заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский рассказал о деятельности Международной морской организации (IMO) по разработке международных требований и процедур по защите окружающей среды от загрязнений. В этом вопросе мировое сообщество ориентируется на Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Конвенция МАРПОЛ). Россия не исключение: суда, заходящие в наши порты, подлежат выборочной проверке на предмет выполнения требований конвенции. В случае несоблюдения установленных норм судно не сможет выйти из порта до устранения замечаний.

Конечно, только МАРПОЛом дело не ограничивается – под эгидой IMO разработан ещё ряд документов, призванный обеспечить экологическую безопасность. Так, вступивший в силу в январе этого года Полярный кодекс установил ограничения на выбросы в Арктических водах любых загрязняющих веществ и полный запрет на сброс нефти и нефтесодержащих вод. «В этом отношении, кстати, стоит отметить, что Российские правила плавания по Севморпути ранее уже содержали подобный запрет, поэтому можно сказать, что в данном случае российские стандарты защиты морской среды в Артике были фактически взяты за основу при разработке глобального всеобъемлющего инструмента», – цитирует замминистра портал SeaNews.

Кроме того, сейчас разрабатывается стратегия по ограничению выбросов парниковых газов, новые требования по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу с судов. С 2020 года устанавливаются глобальные ограничения по содержанию серы в топливе на уровне не более 0,5%. Некоторые районы Мирового океана объявляются особыми в части чувствительности к загрязнению. Балтийское море является одним из таких районов: там запрещены практически любые сбросы, вводятся ограничения по выбросам в атмосферу окислов серы и азота.

– Минтранс ведёт планомерную работу по внедрению подобных требований в национальное законодательство. Например, в настоящее время Федеральным законом № 177 морские терминалы должны быть оборудованы специальными береговыми сооружениями для приёма судовых отходов, – заявил Виктор Олерский. – Дальнейшая работа по защите морской среды должна быть продолжена в тесном взаимодействии с другими государствами в рамках Международной морской организации, а также путём активного участия России в её работе.

О готовности России обеспечивать экологическую безопасность на морских путях говорит и то, что в программу социально-экономического развития Арктики включено строительство природоохранного флота за 3,1 млрд руб. Он позволит существенно нивелировать возможные экологические риски для морских экосистем. Ещё одним способом сокращения экологических рисков является переход на использование судов на сжиженном природном газе (СПГ), или Green Shipping.

– Сегодня уже начато строительство ледоколов, использующих СПГ в качестве топлива. Первое такое судно – «Полярис» было построено на финской судостроительной верфи «Арктех», принадлежащей ОСК, – заявил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Он также отметил, что грузопоток минерального сырья в акватории Северного морского пути к 2030 году может превысить 80 млн т. «Мы прогнозируем увеличение грузопотока минерального сырья в акватории Северного морского пути к 2030 году по только утвержденным техническим проектам до 41 млн тонн, а если принять во внимание инвестиционные планы компаний, то эту цифру можно смело удвоить», – цитирует министра ТАСС.

Кроме того, в ходе заседания члены коллегии обсудили создание условий по разведке и добыче стратегических видов минерального сырья в Международном районе морского дна, а также проект ежегодного доклада президенту «О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году и предложения по её обеспечению».