Моряки не должны становиться жертвами миграционного кризиса

09.08.2017  

Непрекращающиеся попытки пересечь Средиземное море в поисках лучшей жизни в Европе говорят о том, что гуманитарный кризис, связанный с незаконной миграцией по морю, – по-прежнему актуальная проблема. В течение первых шести месяцев 2017 года в Европу было перевезено более 111 тысяч мигрантов и беженцев, а за тот же период прошлого года в два с лишним раза больше — 244 тысячи. Невольными участниками этого процесса подчас становятся и моряки, ведь суда торгового флота обязаны оказывать помощь любому, кто терпит бедствие в море, а именно такая судьба настигает многие лодки с нелегалами.

По-хорошему, спасательные операции должна осуществлять береговая охрана или суда неправительственных организаций (НПО), однако иногда эта миссия ложится на плечи моряков. Они обычные люди и для них столкновение с человеческими страданиями и смертью вполне может привести к эмоциональному и психологическому шоку.  

– Помимо всех тех несчастий, которые приходится испытывать мигрантам, нас беспокоит потенциальный риск и остающаяся опасность для экипажей судов, на борту которых оказываются спасённые ими люди, – заявил директор и руководитель морского департамента Международной палаты судоходства (ICS) Джон Мюррей. – Когда на борту находится большое количество отчаявшихся людей и только примерно 30 человек экипажа, ситуация приобретает сложный и опасный характер. Дело не только в том, что обе стороны находятся в такой ситуации «на нервах». Нужно, чтобы на судне элементарно было достаточное количество продовольствия и воды.

Например, перед капитанами встаёт непростой выбор: как поступать в экстремальной ситуации. В соответствии с положениями, изложенными в СОЛАС и Конвенции ООН по морскому праву, при получении сигнала бедствия от судна с мигрантами в Средиземном море капитанам рекомендовано немедленно связаться с Морским спасательным координационным центром (МRCC) в Риме. MRCC может сам выйти на связь с торговым судном и запросить помощь в рамках спасательной операции, если для её проведения оказывается недостаточно судов НПО и береговой охраны. К спасению мигрантов привлекаются самые разные суда: танкеры, контейнеровозы и буксиры, суда обслуживания нефтяных платформ. Однако они не имеют специального оборудования и средств для масштабных спасательных операций, поэтому их участие должно регламентироваться особыми правилами.

При приближении к лодке с мигрантами лучше сохранять дистанцию, предварительно связавшись с MRCC и ожидая прибытия береговой охраны или судна НПО. Если других судов поблизости нет, а помощь требуется срочно – нужно эвакуировать беженцев на борт торгового судна и ждать прибытия береговой охраны для передачи мигрантов и обеспечения гуманитарной помощи. Судам, работающим в районах с повышенной вероятностью проведения масштабных спасательных операций, следует рассмотреть возможность оснащения дополнительными спасательными средствами и средствами индивидуальной защиты, а также иметь на борту резервный запас продуктов питания и воды. Нужно, чтобы оборудование не только было исправно, но и чтобы моряки знали, как им пользоваться. Подробная информация обо всех соответствующих процедурах и подготовке содержится в руководстве под названием «Крупномасштабные спасательные операции на море», которое опубликовала Международная палата судоходства (ICS).

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что спасение жизней – благородный поступок, будь то терпящие бедствие члены экипажа торгового судна или беженцы. Безусловно, моряки не бросят тех, кто оказался в беде, но хочется надеяться, что и о них самих тоже позаботятся. Не все готовы столкнуться с ужасом гуманитарной катастрофы. Особенно это касается капитанов, которые и в повседневной работе отвечают за свою команду и судно, а в экстремальной ситуации должны быстро принимать решение о жизнях чужих людей, среди которых могут быть дети и старики. Это морально и психологически тяжело. Заниматься гуманитарной катастрофой всё же должны профессионалы в этой области, а не моряки. Государствам, куда чаще всего прибывают мигранты, таким, как Италия или Греция, возможно, стоит задуматься об увеличении числа сотрудников береговой охраны для более оперативного проведения спасательных операций.

По материалам ЦИА РПСМ