Вышел новый номер «Морского профсоюзного вестника»

08.09.2017  

Вышел четвёртый в 2017 году номер журнала «Морской профсоюзный вестник», где можно узнать о результатах действия Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) в России за четыре года, проводах ветеранов Совкомфлота на пенсию, о том, что волнует докеров, как избежать конфликтов на борту и не отчаяться в долгом рейсе, а также о том, как судоходная отрасль пришла к удобным флагам.

Центральной темой номера стал анализ работы КТМС в России: Конвенция вступила в силу четыре года назад и за это время доказала свою эффективность. Благодаря использованию КТМС с каждым годом всё большее распространение получает практика задержаний или арестов неблагополучных судов. Для российских моряков упростилась процедура подачи жалоб – теперь их можно составлять прямо на борту и направлять в электронном виде. Правда, только на судах под флагом РФ.

С этого года Конвенция дополнилась новыми важными правилами. Так, с января судовладельцы обязаны иметь страховые свидетельства, подтверждающие финансовые гарантии по защите брошенных экипажей и выплате компенсаций за гибель или утрату трудоспособности. Однако пока далеко не все моряки знают о нововведениях, а те, кто в курсе – не могут назвать сумму, на которую они застрахованы. Несмотря на значительные улучшения самой Конвенции, предстоит принять ещё немало шагов к тому, чтобы ключевые положения КТМС оказались имплементированы в российское законодательство. РПСМ проводит работу в этом направлении в составе рабочих групп и будет делать всё от него зависящее.

Об основных проблемах Российского профсоюза докеров – заёмном труде и Специальной оценке условий труда (СОУТ) – рассказывается в материале «Наши проблемы упираются в формальный подход». По факту обе проблемы существуют практически во всех российских портах, но если пытаться найти заёмных работников «в бумажках» – чтобы было что предъявить надзорным органам – выяснится, что ни одного заёмщика в портах как будто и нет. И инспекция по труду нарушений не видит. Со второй проблемой та же история: класс вредности во многих портах снизился, но сам труд как был опасным для здоровья докеров, так им и остаётся. РПД пытается добиться разработки особенностей проведения СОУТ для механизаторов. Однако решение этого вопроса, как и проблемы заёмного труда, пока подвисли в профильных министерствах.

Поддержка и внимание особенно важны для моряков, которые выходят на пенсию, и члены профсоюза, работавшие в группе компаний «Совкомфлот», смогли в полной мере ощутить тёплое к себе отношение во время ежегодных проводов, прошедших в Новороссийске, Владивостоке и Санкт-Петербурге. Подробнее о том, как прошли проводы ветеранов, читайте в материале «Спасибо, что не забываете нас».

Гендерный «перекос» в транспортной отрасли, где гораздо больше должностей занимают мужчины, вызван проблемой насилия на рабочем месте. Таковы данные опроса, проведённого Европейской федерацией транспортных работников (ETF), о котором рассказывается в материале «Нет» гендерному насилию на рабочем месте». Исследование нарушает период молчания о насилии в отношении женщин, работающих в сфере транспорта, и свидетельствует о серьезности проблемы: 911 женщин признались, что хотя бы раз подвергались хотя бы одному пункту из списка: словесным угрозам, запугиванию, сексуальным домогательствам, сексуальному и физическому насилию. Судоходная отрасль не является исключением. В том числе и из-за угрозы насилия девушки не решаются остаться работать в море. Решением проблемы может стать создание правовой базы о насилии в отношении женщин на рабочих местах и ратификация Стамбульской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье.

Стресс от долгого рейса может перерасти в депрессию и привести к трагичным последствиям. Как этого не допустить – читайте в материале «Что толкает моряков за борт?» Главный совет в случае душевных мук – не замыкаться в себе. Если проблема серьёзная – стоит обратиться к специалисту. Во время рейса, когда нет такой возможности, заменой может стать простое человеческое общение за чашкой чая. Разговор по душам работает ничуть не хуже методов, описанных в брошюрах по борьбе с депрессией для моряков.

Полную версию журнала можно прочесть на сайте РПСМ. Оставляйте ваши комментарии в Facebook. Бесплатную подписку можно оформить, написав в редакцию журнала bulletin@sur.ru.