Моряки «попали в плен» к судовладельцу

11.07.2017  

Благотворительная организация Human Rights at Sea опубликовала отчёт о вопиющем случае эксплуатации экипажа химовоза «Ocean Pride» под панамским флагом у берегов ОАЭ. Судовладелец Alco Shipping Services LLC так обращается с моряками, что создаётся впечатление, будто он держит их в заложниках. На «Ocean Pride» остаются шесть индусов и по одному человеку из Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки. Они вот уже 25 месяцев не могут покинуть судно, несмотря на то, что подписывали годовые контракты.

Судовладелец нарушил базовые права этих людей, поставив моряков фактически в подневольное положение и ограничив их право на свободу, право семейной жизни и защиту здоровья. Так, из-за отсутствия аптечки на судне и оперативного медицинского вмешательства старшему механику пришлось ампутировать большой палец на руке, который он травмировал. В день происшествия команда обратилась за помощью к судовладельцу, но тот отреагировал только через четверо суток. В результате, рана загноилась и стармеху уже ничем нельзя было помочь. Его госпитализировали (11 дней спустя после получения травмы!) и в больнице ампутировали палец. Ещё три члена экипажа отравились просроченной едой и грязной водой. Выбора у них не было – судовладелец снабжает моряков провизией нерегулярно и в недостаточном количестве.

Питьевая вода на «Ocean Pride»

 

Вернуться домой экипаж не может. Не только потому, что судовладелец не платит все 25 месяцев их пребывания на судне, но и поскольку Alco Shipping Services изъял паспорта и не возвращает их морякам.

Несмотря на вмешательство индийского консульства в Дубае в начале июля, то есть аккурат в момент выхода отчёта, ситуация не разрешилась. Моряки по-прежнему остаются без денег, еды и возможности вернуться домой.

Впрочем, надежда есть. Накануне инспекторы Международной федерации транспортных работников (ITF) помогли получить зарплату 15 членам экипажа танкера «Qaaswa», также принадлежащего Alco Shipping Services LLC. Моряки находились в похожей ситуации: они были брошены судовладельцем и более четырёх месяцев не получали зарплату. Сейчас ITF сейчас ведёт переговоры с компанией, чтобы убедить их выполнить свои обязательства перед моряками «Ocean Pride» и ещё одного проблемного судна – «Sharjah Moon».

Именно для снижения числа подобных инцидентов к Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве были приняты поправки, согласно которым с января 2017 года у работодателя должен быть определённый денежный резерв на каждого моряка, гарантируемый страховой компанией, который в случае непредвиденных обстоятельств будет потрачен на репатриацию, питание, проживание, медицинскую помощь и прочие разумные расходы. Средства также могут быть направлены на компенсацию задолженности по зарплате экипажу, но за период не более четырёх месяцев. Как отмечают в Российском профсоюзе моряков, наличие такого денежного резерва гарантируется страховой компанией и подтверждается страховым сертификатом. Правда, есть некоторые сложности. Например, размер компенсационных выплат международной конвенцией не прописан. Значит, страны, ратифицировавшие КТМС, должны определить эту сумму в национальном законодательстве, и далеко не факт, что это будет сделано быстро.

В данном случае дело осложняется тем, что Объединённые Арабские Эмираты, на чьей территории находится «Ocean Pride» и  головной офис Alco Shipping Services, не входят в список стран, ратифицировавших КТМС. Чтобы не попасть в похожую ситуацию, морякам следует при найме уточнять у работодателя наличие страховки и размер компенсационных выплат.