Психические расстройства моряков могут закончиться трагично - часть 2

11.07.2017  

Мы продолжаем рассказ о том, как стресс в рейсе влияет на работу и жизнь моряков. В первой части статьи, опубликованной ранее на сайте, приводится статистика по самоубийствам среди моряков. Как отмечают исследователи, особо тяжёлая форма психических расстройств может толкнуть моряков к отчаянному шагу. К ней приводят, как правило, долгие рейсы вдали от семьи, замкнутое пространство, тяжёлая работа и слабая коммуникация между членами экипажа.

Определённый отпечаток накладывают и технологии. Речь не только об интернете, из-за которого больше времени проводится наедине с собой, а не в компании других моряков, но и о развитии автоматизации судов. Она приводит к сокращению числа членов экипажей, которые и без того не очень большие. А если присутствует языковой барьер – дела совсем плохи. При этом жертвой стресса может стать каждый, независимо от должности, национальности или возраста.

– Судовладельцы должны понимать, что чем лучше состояние моряка – и физическое, и материальное, и ментальное – тем больше шансов, что он продолжит работу в море. Это особенно актуально в свете «кадрового голода», который повсеместно существует в торговом судоходстве, – отмечает директор программы здоровья экипажей UK P&I Club София Баллард.

Морские организации прилагают все усилия, чтобы как можно чаще поднимать проблему в отрасли. Немалый вклад вносит ISWAN, на базе которого работает SeafarerHelp – круглосуточная «горячая линия» поддержки. Помимо этого, ISWAN и тот же UK P&I Club выпускают плакаты и руководства для моряков, с помощью которых можно диагностировать у себя симптомы психических расстройств и снять стресс в рейсе. Среди рекомендаций: физические упражнения, общение с другими членами экипажа, поддержание связи с родными с помощью интернета.

Большим плюсом является внимательный и понимающий капитан, который следит, чтобы члены экипажа не замыкались в себе.

– Один капитан из Германии, колоритный дядька со стажем за 30 лет, излагал мне теорию про то, что судовые экипажи были дружнее и сплочённее до «эры кондиционеров на судах»: моряки держали двери в каюты открытыми. Этот капитан на своих судах прилагал все усилия к тому, чтобы заставить моряков общаться между собой, – рассказывает председатель Калининградской региональной организации РПСМ Вадим Мамонтов. – Сейчас у каждого в отдельной каюте, кроме душа и DVD, появилась пара компьютеров с мультимедиа. Поэтому у современных моряков после вахты вообще пропал смысл куда-то вылезать. А капитан заводил на судах правило: если пришёл в салон команды смотреть кино – получай мороженое за счёт судовладельца. Это работало, и народ начинал общаться друг с другом.  

Такое общение за чашкой чая работает ничуть не хуже, чем техники, описываемые в брошюрах для моряков. Пусть оно и не избавит от проблем, но уж точно снимает тревогу, поможет отвлечься и, кто знает, вдруг простое человеческое общение сможет уберечь моряка от шага за борт.