«Хорошо, когда все документы на месте и деньги платят вовремя!»

15.06.2017  

Сегодня инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) посетили рефрижератор «Гармония» (флаг России, IMO 8516639), стоящий в рыбном порту Находки. Судно с 25 приморскими моряками прибыло из Китая с грузом консервированной сайры. Моряки вовремя получают зарплату и жалоб не имеют. Помимо условий труда на борту инспекторов интересовало, как судовладелец выполняет требования поправок к Сводной конвенции о труде в  морском судоходстве (MLC-2006), вступивших в силу 18 января этого года.

Изменения в MLC-2006 предусматривают наличие на борту судов страховых свидетельств, гарантирующих выплату семье моряка в случае его смерти, компенсацию по длительной нетрудоспособности, а также репатриацию при банкротстве судовладельца. Страховые свидетельства также являются залогом выплат зарплаты за четыре месяца в случае репатриации.

Столь пристальное внимание к этому вопросу понятно – до сих пор нередки случаи, когда моряки оказываются брошенными в иностранных портах без средств к существованию. Последний пример – теплоход «Анатолий Торчинов» под флагом России, который стоит в китайском порту с апреля. Судовладелец заявляет, что денег на репатриацию экипажа в компании нет, не говоря уже о выплате долгов по зарплате.  

– Как в данном случае решать проблему? Вероятнее всего, моряков нужно репатриировать за счёт государства, которое в свою очередь должно взыскать эти расходы с судовладельца через суд, – размышляет председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Будь моряки застрахованы, расходы понесла бы страховая компания. Помня об этом печальном инциденте, первое, что мы попросили капитана «Гармонии» Олега Чубракова показать нам – страховые свидетельства, которые гарантируют морякам защиту их законных прав в случае экстремальных ситуаций. Выяснилось, что экипаж застрахован в «Росгосстрахе» на случай репатриации и смерти. Семье погибшего моряка должны выплатить 110 тысяч рублей плюс один миллион из государственного фонда социального страхования. Зарплата матроса составляет около 60 тысяч рублей, капитана – в пределах 200 тысяч. Хорошо, когда все документы на месте и деньги платят вовремя!

Во время беседы с представителями РПСМ моряки вспомнили, что три года назад профсоюз оказал помощь экипажу «Гармонии» в получении зарплаты, пока судно стояло в Пусане. Тогда южнокорейский оператор задолжал морякам кругленькую сумму, получить которую удалось только после продажи теплохода. Представители РПСМ рассказали, с какими ещё сложностями могут сталкиваться члены экипажей в рейсе и как им может помочь профсоюз, ответили на вопросы моряков, в том числе и о порядке вступления в ряды РПСМ.

Судно принадлежит компании «Доброфлот» из посёлка Южно-Морского. В её составе около 23 единиц флота, а также знаменитая плавбаза «Всеволод Сибирцев» с экипажем более 550 человек. Учитывая, что большая часть моряков, работающих в компании, из Находки, было принято решение начать переговоры с судовладельцем по подписанию коллективного договора.