Подул ветер севера

14.06.2017  

В порту Гдыня инспекция Международной федерации транспортных работников (ITF) посетила сухогруз «Оникс» (IMO 9555321, флаг РФ). Судно типа «река-море», судовладелец «Северо-Западное пароходство» («СЗП»), оператор из Нижнего Новгорода, а ещё один судовладелец обитает на Мальте.

Сводная Конвенция о труде в морском судоходстве (MLC-2006) требует, чтобы у моряков был трудовой контракт. И он имеется у каждого, насчитывает 20 страниц, составлен по проформе Минтруда РФ и прописан на двух языках. Указанная в нём зарплата является демпинговой – то есть ниже международной планки. Поясним, в чём суть.

Имеется установленный в 2016 году Международной организацией труда (МОТ) рекомендательный минимум зарплаты для моряков, работающих под национальным флагом. Здесь всё разложено по составляющим, начиная с компонента под названием basic pay, который для матроса составляет 614 долларов США (с позиции матроса коэффициент пропорциональности зарплаты принимается равным единице). Далее указаны и плюсуются одна за другой остальные выплаты, в итоге «набегает» 1078 долларов США в месяц. Подчёркиваем: это минимальная планка, которая входит в требования MLC, ратифицированной РФ (впрочем, Конвенция будет действовать и при ином раскладе, применяясь портовыми властями повсеместно в отношении тех государств, которые к ней почему-то не примкнули).

Так вот, по контракту матроса с борта «Оникса», если сложить все выплаты, получится не более 40 тыс. руб., то есть не больше 700 долларов. Разница за счёт демпинга в пользу судовладельца с Мальты существенная.

Кстати, именно по этой причине пароходы «СЗП» попадают под санкции в портах Скандинавии. И конечно, начальство пытается усмотреть в очередном бойкоте своего судна либо происки непонятно каких конкурентов, либо заговор ЦРУ, а чаще всего – и то и другое в одном флаконе. Так и в случае с Гдыней. Когда инспектор ITF диагностирует «демпинг» и пишет запрос в пароходство, оттуда отвечают, что российское законодательство знать не знает, что такое basic pay. Зато существует великолепный прожиточный минимум и замечательное требование, чтобы зарплата была не ниже минимального размера оплаты труда, который составляет, согласно федеральному закону, 750 руб. или 13 долларов. Так и получается, что судовладелец – в законе.

Однако «СЗП» или «Мальта на Волге» не успокаиваются на достигнутом. Они официально заявляют, что средняя зарплата моряка ОАО «СЗП» (с учётом всех надбавок и компенсаций) составляет около 1200 долларов США. Вот только путём сложения цифр, указанных в контракте, эта сумма никак не рисуется. Рисуется другая, на треть ниже международной планки.

А ссылки на то, что судовладелец руководствуется нормами какого-то «регионального соглашения по зарплате в Санкт-Петербурге» или там правилами монгольского хурала в международных водах и иностранном порту не действуют.

Вадим Мамонтов, Калининградская региональная организация РПСМ