В центре внимания РПСМ – права российских моряков

14.06.2017  

На предстоящей встрече министра транспорта РФ Максима Соколова с руководителями профсоюзов работников морского и речного транспорта 27 июня Российский профсоюз моряков (РПСМ) намерен поднять наиболее актуальные вопросы для членов российских экипажей. Они касаются медосвидетельствования, защиты национального рынка труда и финансовых гарантий судовладельцев по репатриации.

Профсоюз в очередной раз намерен затронуть проблему медицинских свидетельств, поскольку она требует безотлагательного решения. Уже с 1 июля медицинские документы российских моряков могут быть признаны нелегитимными в иностранных портах захода, если не будут выполнены требования Конвенций о труде в морском судоходстве (КТМС) и о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Конвенция ПДНВ).

Речь идёт о необходимости определить перечень медицинских организаций или врачей, уполномоченных осуществлять медосвидетельствование моряков, характер освидетельствования и двуязычную форму свидетельства о состоянии здоровья моряка, принимая во внимание Манильские поправки 2010 года к Конвенция ПДНВ.

РПСМ неоднократно поднимал эти вопросы в рамках Межведомственной комиссии (МВК) по реализации КТМС. Они были предметом обсуждения и предыдущей встречи с Максимом Соколовым. По её результатам Минтранс проинформировал профсоюз о ходе разработки и согласования необходимых нормативно-правовых актов. Однако до настоящего времени ни одного документа не принято. По сообщению представителей Минздрава, ответственного за выполнение, вопрос утверждения реестра затягивается из-за того, что правительство запросило уставные документы медицинских организаций.

Отсутствие необходимых документов ударит не только по морякам, но и поставит российские судоходные компании в неравные условия с иностранными конкурентами из-за дефицита квалифицированных кадров.

Второй вопрос, который РПСМ намерен поднять на встрече с министром, – защита национального морского рынка труда. Его профсоюз рассматривает в контексте выполнения Россией Правила 2.8 КТМС в части расширение возможностей занятости для моряков. Эта тема, как и предыдущая, не будет в новинку для чиновников Минтранса – профсоюз неоднократно обращал внимание различных федеральных органов на проблему недопустимости свободного привлечения иностранцев к работе на судах под российским флагом. Более того, РПСМ предлагает вообще запретить или ограничить использование труда  иностранных моряков при разработке, добыче и перевозке продуктов углеводородного сырья, добываемого на континентальном шельфе РФ, особенно в его Арктической части.

По результатам апрельской встречи в Минтрансе Департаменту государственной политики в области морского и речного транспорта и Росморречфлоту было поручено совместно с РПСМ рассмотреть этот вопрос. Однако затем в профсоюз пришло письмо за подписью руководителя Департамента Виталия Клюева, где РПСМ по сути был поставлен в известность об отсутствии необходимости подобной встречи, поскольку якобы все спорные моменты урегулированы действующим законодательством.

Учитывая важность защиты национального морского рынка труда, профсоюз вынужден вновь озвучить данную проблему.

Помимо этого, РПСМ беспокоит реализация требований Стандарта А2.5.2 КТМС о финансовых гарантиях судовладельцев на случай репатриации моряков. Профсоюзу до сих пор ничего не известно о принятых мерах по его реализации как со стороны страховых компаний и судовладельцев, так и со стороны Минтранса.

Между тем, реализация данной нормы КТМС на практике далека от идеала, что не может не вызывать озабоченности. РПСМ намерен обсудить этот вопрос не только на предстоящей встрече в Минтрансе, но и на ближайшем заседании МВК.