России нужен закон о моряках

15.05.2012  

Вчера , 15 мая, Государственная дума РФ приняла Федеральный закон «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве».
«В целом эта хорошая новость для моряков, однако, чтобы этот закон вступил в силу он должен пройти одобрение в Совете Федерации и быть подписан Президентом Российской Федерации, на что, согласно прописанным в Конституции РФ процедурам, отводится порядка двадцати дней. Но это далеко не самое главное. После этого РПСМ предстоит упорная и изнурительная работа, цель которой состоит в том, чтобы добиться закрепления всех конвенционных правил и стандартов в едином законодательном акте. Будь то специальный федеральный закон о моряках или отдельная глава в ТК РФ. В противном случае, значение Конвенции для защиты трудовых прав российских моряков будет существенно девальвировано, несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее трудовые и связанные с ними иные права моряков, либо соответствует большинству конвенционных положений либо эквивалентно им», – так нам прокомментировал ситуацию вокруг ратификации документа главный эксперт по правовым вопросам Российского профессионального союза моряков Валерий Нефедов. По его мнению, это объясняется фрагментарностью и разноуровневостью существующих в РФ нормативных правовых актов о труде моряков, которые объективно создают трудности для их восприятия при практическом правоприменении.
Между тем, не приводя каких-либо вразумительных доводов, против такого подхода к реализации Конвенции категорически возражает Минздравсоцразвития РФ. К сожалению, Минтранс России, как головной исполнитель правительственной стороны по подготовке РФ к ратификации Конвенции, пока не определился в этом вопросе и занимает пассивную позицию.
Напомним, эта Конвенция провозглашена «Биллем о правах моряков» и «четвертым столпом» законодательства морского судоходства наряду с конвенциями Solas, STCW и Marpol. Она представляет собой свод стандартов условий жизни и труда моряков, а также содержит требования по обеспечению выполнения этих правил со стороны правительств и судовладельцев. На сегодняшний день только одно из двух требований для вступления Конвенции МОТ 2006 года в силу выполнено. Это охват странами-подписантами 33% валового тоннажа мирового торгового флота. Второе требование – ратификация документа 30-ю странами. Пока Конвенцию подписали 26 государств.