Праздник на нашей улице!

06.06.2012  

Министерство юстиции РФ услышало возражения моряцкой общественности и РПСМ: министерству транспорта РФ было рекомендовано внести изменения в проект нового «Положения о дипломировании».

В результате, документ значительно преобразился. Причем в лучшую сторону. Достаточно сказать, что все, кто имеет на руках дипломы средних мореходок, могут спокойно работать и дальше, оттачивая свое мастерство, набираясь опыта и продвигаясь по служебной лестнице, хоть до капитанов, хоть до старших механиков.
Но помните, мы никогда не выступали против высшего образования. Наша позиция – выдавать рабочие дипломы и тем и другим, а судовладельцы самостоятельно решат, какие специалисты им нужны. Например, компания «Columbia» берет только с высшим образованием, в то время как для большинства норвежских и немецких судовладельцев важнее рабочий диплом, нежели учебный. В любом случае, тем, кто поступит в средние мореходки после 01.07.2013 г., унывать не стоит, если они захотят «повышаться». Для них будет предусмотрена укороченная программа подготовки, по которой они смогут получить диплом о высшем образовании. Нынешние обладатели корочек средних мореходок, если у них будет желание поработать в таких компаниях, как «Columbia», тоже смогут воспользоваться этой возможностью.
Есть и еще одна хорошая новость. Она касается процедуры продления рабочего диплома: она будет значительно упрощена. Обещают, что программу обучения на тренажерах и курсах пересмотрят в сторону сокращения времени пребывания на них (и уменьшения расходов).
Прямо не жизнь, а сказка какая-то для плавсостава. Однако явью она стала только после того, как РПСМ в соответствии с резолюциями, принятыми на VII Съезде профсоюза, инициировал кампанию против принятия проекта. Она подразумевала под собой широкое освещение проблемы в СМИ, обращения в различные ведомства и инстанции, включая Минтранс России, первым лицам государства, Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, сбор подписей моряков против принятия «Положения» в который не устраивал ни профсоюз, ни плавсостав, ни судовладельцев, ни круинги! Также следует отметить участие представителей РПСМ в семинарах, конференциях и встречах с участием разработчиков этого документа. И, наконец, обращение профсоюза в Минюст, после чего и произошли те долгожданные изменения в «Положении», которых так долго ждали.
РПСМ и дальше продолжит работу по совершенствованию процедуры получения и обмена рабочих дипломов. Надеемся, что новое руководство Минтранса станет более открытым в плане общения и обсуждения тех проблем, которые волнуют моряков. Это мы к тому, что не надо сторониться профсоюза, судовладельцев, плавсостава, круингов. К чему бегать от них, как от прокаженных, когда есть что обсудить? Ведь, если вы игнорируете предложения РПСМ, резолюции Съезда, не хотите понять, что конкретно не устраивает моряков там-то и там-то, то ничего путного все равно не будет. Давайте, наконец, поступать так, как в цивилизованных странах. В Великобритании, например, чиновники почему-то не чураются моряков, профсоюзов и всегда готовы к диалогу с ними. Кстати, мы набрели на одну из веток на «Мореходе» «Дипломирование по-британски и по-русски», где нашли статью на английском и перевели. Прочтите и сравните британских чиновников с нашими. Вы сильно удивитесь.

«Британским и голландским морякам следует иметь в виду вступающие в силу изменения в связи с Манильскими поправками в ПДМНВ. Но паниковать незачем: главный экзаменатор и глава отдела стандартов судоходства МСА, капитан Роджер Таунер объяснял это собравшимся на профсоюзном профессионально-техническом форуме трем десяткам членов «Наутилуса».
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (ПДМНВ) была пересмотрена в 2010 г. (что и называется «Манильскими поправками»). Капитан Таунер объяснил собравшимся, какие решения были приняты, что именно было изменено, и когда эти изменения вступят в силу. МСА обратилось к министру судоходства Великобритании с просьбой воспользоваться предоставляемой IMO возможностью отсрочки начала практического применения поправок.
– В связи с задержкой публикации соответствующей директивы Евросоюза, которая должна впоследствии быть включена в британское законодательство, мы, в качестве переходного этапа, должны выдавать сертификаты от имени британской администрации – они должны отвечать требованиям «Манильских поправок 2010 года. Иностранные члены «Наутилуса» не должны волноваться: хотя много говориться о 2012 годе, на самом деле реальный «день “Ч”» – это 1 января 2017 г., а пока МСА занимается распространением и разъяснением информации. В ближайшие недели мы начнем рассылку мобильных уведомлений о вступлении новых требований в силу, ECDIS, безопасности и т.д., объясняя, что именно будет происходить. Ещё пять лет можно беспокоиться не надо.

Переподготовка

– Поправка, которая должна быть в центре внимания работающих сейчас моряков, касается переподготовки, – сказал капитан Таунер. – От моряков будут требовать освежить свои знания и навыки через краткие курсы. Однако эта поправка как-то не объясняет внятно, каким именно образом это будет происходить. Вот области, которые должны входить в такое обновление:
– индивидуальное выживание и спасение
– основы пожаротушения и предупреждения пожаров
– владение спасательными средствами и шлюпками
– продвинутые навыки пожаротушения
– обращение со скоростными спасательными шлюпками (там, где они уже имеются).
Требования в отношении переподготовки по оказанию первой помощи или медицинских навыков согласно ПДМНВ нет, однако в законе уже содержатся такие требования для ответственных за медицинскую помощь и для работающих в должности капитана судна на судах под флагами ЕС.
После 1 января 2017 г. все моряки будут обязаны иметь и предъявлять находящийся в силе документ, подтверждающий, что все их сертификаты не просрочены. После этой даты, когда моряки будут направлять свои сертификаты для подтверждения, МСА будет обязано требовать от них предъявления справок о прохождении кратких курсов.
– На практике это будет работать точно также как свидетельства о пригодности по состоянию здоровья: МСА не требует, чтобы такое свидетельство было обновлено одновременно с сертификатом профпригодности, просто на этот момент он должен ещё быть в силе, – пояснил капитан Таунер. – Морякам следует иметь это в виду: именно они ответственны за своевременное прохождение коротких курсов.
Капитан Таунер признал, что работодатели должны отвечать за то, чтобы их работники имели (достаточную) квалификацию, однако членам «Наутилуса» стоит и самим позаботиться о том, чтобы их сертификаты были действительны.
– По крайней мере частично переподготовку можно проходить и на судне, – продолжил он. – Например, что касается борьбы с огнем – можно приказать пожарной команде надеть дыхательные аппараты и проверить помещения. Хотя по-настоящему разжечь огонь, конечно, нельзя. Мы пришли к краткому курсу переподготовки, позволяющему за срок в два с половиной-три дня освежить знания и подготовку по использованию спасательных шлюпок. Однако, чтобы сделать этот курс возможным в столь сжатые сроки, моряки должны подписаться в том, что остальные аспекты они проработали в море. Если же вы не смогли проработать все аспекты такого курса, придется пройти его заново полностью.
Требования в отношении курса переподготовки вступят в силу с 1 января 2017 г.

ECDIS и высокое напряжение

В отношении использования на судне системы ECDIS также появились новые требования. С 1 января 2017 г., если вы работаете на судне, оборудованном ECDIS, вам необходимо будет иметь отдельный сертификат ECDIS или NARAS , выданные позднее 1 января 2005 г.
Моряк обязан иметь сертификат ECDIS на борту. Если во время подтверждения соответствия после 1 января 2012 г. у вас его не будет, то в Сертификат соответствия будет внесена пометка «Не может работать на судах, оборудованных ECDIS, после 31 декабря 2016 года». Если же ECDIS является основным средством навигации на судне, будет предъявляться дополнительное требование – пройти подготовку именно на этом типе ECDIS.
МСА подтвердило также, что никакой «многоэтажной» подготовки не будет. Это значит, что хотя компания может направить работника на курсы подготовки инструкторов, и такой работник сможет обучать других работников – но эти последние уже не смогут обучать других.

Безопасность

«Манильские поправки» вводят четыре уровня безопасности для судов:
- всякий, кто присоединяется к судну ISPS , будет обязан ознакомиться с ним, что включает аспекты безопасности
- все люди на судне должны пройти ознакомительный курс по безопасности
- персонал, чьи обязанности связаны с обеспечением безопасности, должен пройти соответствующие специализированные курсы
- на каждом судне должен быть офицер по обеспечению безопасности.
Эти требования в отношении безопасности вступают в силу с 1 января 2012 г.; впрочем, капитан Таунер пояснил, что IMO вскоре распространит циркуляр в адрес Портового контроля, в котором обратится с просьбой не принуждать к выполнению всех этих требований силами органов портового контроля, вплоть до 1 января 2014 г., при условии, что судно соответствует действующим требованиям в отношении безопасности.
Это не равноценно, впрочем, указанию портовому контролю игнорировать эти требования, предупредил капитан Таунер. Просто временно их просят воздержаться от принудительных мер.

Человеческий фактор

STCW содержит требования в отношении подготовки руководителей и менеджеров, и после консультаций со специалистами по человеческому фактору МСА подтвердила, что включит «человеческий фактор» в курсы подготовки вахтенных офицеров (OOW), как для палубных, так и для машинных офицеров. Что касается старших помощников, капитанов, вторых и старших механиков, МСА пришло к мнению, что подобного материала достаточно для десятидневного дополнительного учебного курса. Эти новые стандарты вступят в силу начиная с 1 января 2013 г.
– Однако знания и навыки тех моряков, кто уже обладает опытом работы капитана и, следовательно, управленческими навыками, будут признаны, – сказал капитан Таунер. – Мы понимаем, что курсы усовершенствования или переподготовки уже опытных действующих офицеров –не самая лучшая идея, так что мы рассматриваем пути признания их опыта. Те же, кто будет достигать такого уровня квалификации после установленной даты, должны будут включить эти навыки в план своего личного развития.