Человек-легенда

27.06.2012  

Сегодня исполнилось 90 лет человеку, чье имя олицетворяет собой становление одного из крупнейших пароходств нашей страны – Оресту Александровичу Сыченикову. Сегодня сложно себе представить развитие морской отрасли, морского образования и всего южного региона России без участия этой масштабной фигуры – первого начальника Новороссийского морского пароходства.
Его девиз, или, как сейчас бы сказали, слоган, весьма прост: заботиться о людях. Поэтому переход на профсоюзную работу стал закономерен – многие годы он стоял у руля Центрального комитета профсоюзов морского и речного флота.
Кто лучше и честнее расскажет об основателе, как не продолжатели дела его жизни? Беседа президента ОАО «Новошип» Игоря Тонковидова с Орестом Сычениковым легла в основу уникального материала, опубликованного в корпоративном издании СКФ/Новошип. В день славного юбилея Ореста Александровича мы не можем оставить его без внимания:

«ПОМНИТЬ О ПРОШЛОМ, ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ, ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ»
…Воистину счастлив тот, кто четко знает свою цель и умеет радоваться достигнутому результату. Сычеников именно такой человек. «Я очень доволен своим жизненным путем. Никогда не испытывал сомнений по поводу того, что мне делать и правильно ли я иду, и всегда был удовлетворен тем, чего удавалось достичь. Мне интересно работалось. Я, наверное, оптимист и считаю, что не зря прожил жизнь»,– признается он в беседе с нынешним главой «Новошипа» Игорем Васильевичем Тонковидовым.

Так создаются пароходства
– Эти воспоминания не покидают меня по сей день, – признается Сычеников. – Впереди были самые интересные и творчески годы работы. Во-первых, надо было из ничего создавать пароходство. Кроме порта и маленького судоремонтного завода других организаций в то время в Новороссийске не было. Я возглавил Управление нефтеналивного флота, созданное на бумаге. Помещения не было – мы ютились в здании порта. Сразу же встал вопрос подбора сотрудников аппарата управления. Тут начались проблемы, потому что кадров в городе не было. Нужен был главный инженер, а где его брать? Заместителю министра морского флота Долинскому, который присутствовал при формировании руководящего ядра пароходства, я предложил кандидатуру Леонида Константиновича Крыштына. Возникло много сомнений в связи с его молодостью и недостаточностью опыта. Но я настоял и сказал: «Все учатся, и он научится. Не боги горшки обжигают». Так мы и начали работать с Крыштыным. А из Одессы приехал Виталий Дмитриевич Павленко. Он возглавил эксплуатационную службу. Но самым первым моим помощником стала Саша Коломиец, с которой мы работали еще в горкоме партии. Об этом человеке я часто вспоминаю.
К моменту создания Новороссийского морского пароходства в январе 1967 года управление окрепло, встало на ноги. Но кадровый вопрос не спешил уходить на второй план.
«Мы старались обойтись теми, кто хочет работать. А желающих оказалось немало. И из других городов приезжали, – рассказывает Сычеников. – Много было молодых специалистов с горячим желанием трудиться. В общем, сложился очень хороший коллектив. Он и стал базой для пароходства. Но возникли новые сложности. В состав предприятия вошли порты и судоремонтные заводы всего побережья от Абхазии до Керченского пролива. Вот тут, конечно, и началось самое главное. Я считаю, что в тот момент мы правильно расставили приоритеты: в первую очередь мы создали социальную базу для людей. Может быть, если бы мы не решили эту главную задачу, пароходства бы не было вообще».
Начальник группы компаний (как теперь принято говорить) смело поставил в один ряд с развитием портов и заводов строительство жилья и детских садов. В этом он нашел поддержку министерства – там тоже понимали, что береговая инфраструктура станет отправной точкой в становлении пароходства и его дочерних структур, и, как следствие, обеспечит развитие морской отрасли страны, а также всего южного региона. И результаты не заставили себя ждать. «Когда министр Бакаев приехал к нам на итоговое совещание, он назвал Новороссийск столицей танкерного флота страны, – с гордостью говорит Сычеников. – Пароходство вышло в лидеры не только по размерам флота, но и по объему перевозок. Мы тогда соперничали буквально со всеми иностранными перевозчиками. Ни разу себя не опорочили. Нас ценили как надежных партнеров, всегда выполнявших свои обязательства. Новороссийское пароходство активно работало на фрахтовом рынке и зарабатывало огромные деньги, которые сдавало в государственный бюджет. Все видели целесообразность развития нашего предприятия, ведь мы не просто не проедали казенные деньги, а приносили хорошую прибыль».
Не секрет, что во многом благодаря усилиям Сыченикова власти уделяли должное внимание потребностям компании. Страна была заинтересована в развитии пароходства, поэтому в 70-е годы флот активно пополнялся. Суда поставляли как Ленинградский и Николаевский заводы, так и зарубежные верфи. Были танкеры итальянской, японской, югославской, польской постройки. Но все же, количество новостроев ограничивалось теми средствами, которые выделяло государство...

Полную версию статьи о юбиляре в корпоративной электронной газете «Морской Вестник» СКФ/Новошип на 3-4 страницах читайте по ссылке.
Российский профсоюз моряков поздравляет Ореста Александровича со славным юбилеем и желает ему крепкого здоровья, долголетия и бодрости духа!