Севморпути быть?

06.09.2012  

Министр транспорта РФ Максим Соколов дал интервью телеканалу Россия 24 в связи с предстоящим саммитом АТЭС, открывающимся во Владивостоке на острове Русском. В интервью была затронута тема развития Северного морского пути. На сегодняшний день основные перевозки грузов между Востоком и Западом нашей страны осуществляются по двум веткам железных дорог. Это Трансиб и БАМ. По Трансибу перевозится 100-120 млн т грузов в год, это его предельная пропускная способность. По БАМу – всего 18-20 млн, планируется увеличить пропускную способность в 1,5 раза. Если говорить о так называемом мосте грузопотоков между Азией и Европой, то на сегодня обеспечить полную перевозку коммерческих грузов по железной дороге не представляется возможным. И здесь встает вопрос о Северном морском пути. По СМП  можно транспортировать в обе стороны – Восток-Запад, Запад-Восток – до 10 млн т. Перевозки по СМП сокращают путь на 2500 морских миль или четверть пути, экономят до 800 т топлива, по сравнению с перевозками по южному морскому пути. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. На сегодня нет практически никакой инфраструктуры вдоль побережья СМП для обеспечения безопасной проводки судов, для обеспечения экологической безопасности, впрочем, как и нет ледокольного флота, который бы обеспечивал круглогодичную навигацию. Поэтому требуются большие финансовые вливания. Надежда здесь на частно-государственное партнерство. Что же касается Саммита АТЭС, никаких реальных предложений рассматриваться здесь не будет, главное – это дать политический импульс иностранным партнерам: с нами можно работать.

От себя же добавим. Еще в Советском Союзе понималась важность развития этой морской транспортной артерии, под это строился ледокольный флот. Сегодня ледокольного флота практически нет, тот, что остался, в моральном плане и техническом оснащении устарел. Нет и ледокольных кадров, подготовка новых ледокольных специалистов сведена к нулю.  А те, кто все же обладает опытом и квалификацией, уходят на грузовой флот: заработная плата на оставшихся ледоколах такова, что там могут «позволить»  себе работать в основном пенсионеры. Восполнить кадры, как и построить новый пароход, нужны средства и время, нужен академический персонал, который бы готовил моряков. Но и преподаватели тоже пенсионного возраста. Причина одна – низкая заработная плата.

Мы за СМП, но кто будет это обеспечивать? Мы создадим инфраструктуру, построим ледоколы, привлечем инвестиции, заверил Максим Соколов. Но, к сожалению, ничего не было сказано о людях, которые должны все это обеспечить. А ведь Сталин не зря говорил: «Кадры решают все».