Заметки по делу «Cool Aster» , часть 1

05.09.2012  
Случай с моряками «COOL ASTER» закончился красиво. Люди получили судебное решение, гарантию зарплаты и вернулись домой с помощью МФТ.  В настоящее время в суде заявлен иск еще от десяти моряков, ранее работавших на судне, и люди звонят из Прибалтики и Украины. Россия ничем не помогла морякам. Как, впрочем, и Украина с Эстонией, граждане которых тоже были в составе экипажа. Больше того, как государство порта, РФ еще и оставило судно, пострадавшее от пиратов, без электропитания. А вообще, сразу после захода в Калининград, события развивались так.
          Регистрационный судовладелец испарился, его оператор известил Мальту, государство флага, о выходе из бизнеса, а «представитель интересов» как бы со стороны банка стал выпендриваться. Мол, пусть экипаж перегонит судно в другой порт. Для гарантии ITF предложила принять на банковский счет зарплату экипажа. Представитель интересов сказал, что отзовет перечисления, если судно не станет к причалу в оговоренный период.
То есть работодатель, не исполнив обязательства по трудовому контракту и не расплатившись, предъявил дополнительные условия и без того пострадавшей стороне. Моряки отказались считаться «терпилами» и переговоры завершились.
Мы считаем, что наши моряки предельно законопослушны и бесконечно терпеливы. Хотя знаем случаи, когда калининградские экипажи в подобной ситуации уводили суда от судовладельца-банкрота и шли арестовываться кто в Хайфу (случай с т/х “AL ZUHRA”, флаг Гондурас), кто в Копенгаген (случай с т/х “ALEXA”, флаг Сент-Винсента).
Права моряков неспроста составляют специальный свод в Конвенциях МОТ. Этим людям требуется особая опека не потому, что они хрупки и ранимы, а совсем наоборот.

фото laborarts.org

 

“О трудовых договорах”, “О компенсации в случае потери работы”, “О репатриации”, “О рабочем времени” и “О минимальном составе экипажа”, “Об оплачиваемых отпусках”, “О страховании по болезни” - такие конвенции МОТ пошли косяком в 20-е 30-е годы. Была эпоха социальных бунтов, занималась заря Великой Депрессии. Когда она грянула, на рейде портов мира стояли сотни брошенных судов с экипажами. Тогда моряки выбивали свою зарплату, как могли. Очевидцы вспоминают, как по Матушке по Эльбе плыли кипы распотрошенного груза. Как экипажи под фальшивым предлогом пожарной тревоги загоняли судно на мелководье и заливали трюмы, если зарплаты не было. Появлялись настоящие плавгородки, отбивающиеся от водной полиции баграми и из брандспойтов.

Репатриация по-калининградски.

«Если судовладелец не оплачивает расходы, то государство флага берет на себя эту обязанность. Если оно не делает этого, репатриацию должен организовать ваш консул и взыскать оплату расходов у государства флага. Государство порта также должно помочь вам вернуться домой» (Конвенция о труде в морском судоходстве, 2006).

Перед репатриацией моряков за счет профсоюза мы попытались посотрудничать с рядом министерств иностранных дел, сообразно гражданству моряков. Ведь «родин» у этих русскоязычных ребят было несколько: кто с паспортом Эстонии, кто с украинским, кто совсем без гражданства, а пятеро были с краснокожим паспортом РФ. Интерес к судьбе своих проявило лишь консульство Латвии: попросило судовую роль, выявило своих и переговорило с ними насчет возможной оплаты репатриации.

МИД Украины не ответил вообще. МИД Эстонии – тоже.

Интересный вопрос был насчет граждан РФ, проживающих на Украине, им-то куда обращаться? По идее, следовало идти в местное представительство МИД РФ, писать бумаги, молить и клянчить, однако не факт, что государство купит тебе билет. Какой там билет!

Вот случай с судном “AL ZUHRA” (флаг Гондурас) в Объединенных Эмиратах, когда пришлось уговаривать консула посетить судно по жалобе экипажа (все граждане РФ), а тот все равно не пошел. В случае с судном “SALUS” (флаг Сент-Винсента) в Дании консульские работники были последними любопытствующими из всех людей доброй воли, уже месяц кормившими брошенных

русских (впрочем, визит состоялся, когда попали под суд двое бандитов, присланных судовладельцем навести порядок). Максимум, на что способны консульские учреждения МИД РФ (исходя из нашей практики) – исключительно «информационное содействие». Поэтому, исходя из гуманитарных соображений, мы избавили граждан РФ от общения с представителями МИДа, репатриировав за счет профсоюза.

И правильно, ибо при попытке оформить транзитную визу РФ по маршруту Калининград-Таллинн для моряка, гражданина Эстонии, случился скандал по пустому поводу. Прозвучали дипломатические выражения «вы здесь штаа?» и «не надо мне этава». Проблемка была лишь в автобусном билете, который продавали в позднее время и предъявить не могли. Позвонить по телефону и убедиться, что так оно и есть – наверное, ущемляет достоинство госучреждения. И двое наших сотрудников колесили туда и обратно, чтобы привезти справку. А если бы в МИД РФ попал одинокий иностранец (по сути, русский курсант эстонской мореходки, одетый единственно в робу), смог бы уехать домой?Смешная деталь. В день, когда украинцы улетели домой, МИД Украины выступил с заявлением, что экипаж возвращается «усилиями консульства». На самом деле, через несколько дней, когда на судне остался один капитан для сдачи дел, усилиями консульства на борту появились 80 банок рыбных консервов, сахарный песок, сгущенка и печенье.

Веселись, морячина!

www.surpr.ru