Африка в Калининграде

04.09.2012  
Экипаж т/х «COOL ASTER» (IMO 8205319, MLT) оставлен судовладельцем в порту Калининград без зарплаты, питания и надежды на репатриацию.
В начале июня, на рейде порта Лагос (Нигерия) транспортный рефрижератор захватили пираты с пулеметом и увели в море, положив глаз на мороженую рыбу в трюме. Бандиты собирались выгружать его в своей гавани и попутно трое суток грабили моряков. Потом появилась более выгодная цель, и бандиты спрыгнули.  Так «Cool Aster» обрел свободу лишь благодаря счастливой случайности.
Борьба с пиратством ведется в каких-то других местах, а нигерийский беспредел, как начался в начале 90-х, так до сих пор продолжается. Власти страны не контролируют ситуацию никак, большинство случаев, когда бандиты берут судно на абордаж, просто не заявляются, ибо – а толку-то что? В случае с «Cool Aster» капитан успел нажать кнопку сигнала о спасении, информация поступила в региональный Центр спутникового слежения, оттуда была ретранслирована государству флага и лишь через несколько дней Мальта спросила Нигерию: а в чем, собственно, дело? Да так – ответили в морской администрации Лагоса – стреляли…
Плавание в Нигерии считается работой в зоне «военного риска» по списку Ллойдс, как и рейс в районе солнечного Сомали. Однако двойная оплата и удвоение всех форм компенсации оговариваются исключительно в коллективном договоре МФТ, а на «COOL ASTER» договора не было.
Как бы там ни было, после грабежа судно зашло для устранения повреждений на две недели в Лас-Пальмас.
Судовладелец (в лице представителя Юрия Гайдаенко, гражданина и резидента Эстонии) выдал морякам аванс, каждому долларов по сто, пообещав расчет и компенсацию за похищенные вещи в порту выгрузки – Калининграде.
С начала августа судно стоит здесь, освободившись от груза, но экипаж в составе восемнадцати человек, граждан Латвии, Эстонии, Украины и РФ ждет зарплату за три с лишним месяца.
Мистер Гайдаенко, ссылаясь на необоснованность претензий, сначала отказался возмещать имущественный урон. Потом посоветовал ребятам разъезжаться по домам и там ждать зарплату. Хотя моряки, прежде работавшие на судне, так и делают, периодически интересуясь состоянием дел в двух компаниях, имеющих отношение к управлению судном: «Arctic Reefers Co Ltd» (собственник, зарегистрированный на Мальте и работодатель по контракту) и «Cooltrans Ltd» (оператор из Таллинна, Эстония) – агентом обеих выступает, конечно же, Юрий Гайдаенко.
Может, у него действительно печальные материальные обстоятельства. Однако у моряков печали больше, иначе люди не обратились бы в инспекцию МФТ.
К тому времени оператор судна известил государство флага, Мальту, в том, что он больше не оператор. Судовладелец сказался банкротом и, отодвинув его в сторону, с моряками повела переговоры фирма из Клайпеды как представитель банка-залогодержателя.
Экипаж почти согласился получить деньги в Клайпеде после перегона. Однако условие обеспечить постановку судна к «причалу» в конкретный срок перепугало народ. Мол, мы-то приплывем, а нас на рейде кинут.
Люди, пережившие за три месяца два тяжелейших стресса, имеют право так думать.
К счастью, к тому времени решением суда Московского района судно было арестовано по морскому требованию (как залог зарплаты). И вот что сейчас происходит:
1.    Действительного судовладельца и работодателя не наблюдается.
2.    Продовольствия и топлива на борту нет. Распоряжением администрации порта судно отключено от электропитания, моряки готовят еду на костерке, прямо на стенке и спотыкаются в потемках судна, раскуроченного пиратами.
3.     Оплата проезда домой. При таком форс-мажоре это обязательство судовладельца (по Конвенции МОТ и по Кодексу Торгового Мореплавания РФ). Однако судовладелец исчез, власти РФ вроде бы ничем иностранным морякам не обязаны, а что собираются предпринять в отношении своих граждан Латвия, Эстония и Украина, мы узнаем после запроса.
Вот где пригодилась бы Сводная морская конвенция МОТ, еще не вступившая в силу… Это международное соглашение обязывает в подобном случае и государство порта, и государство флага, и государство гражданства.
Сейчас, в центре Европы и на самом западе России, случилась чистая Африка.
Какой-то костер на причале, обтрепанные фигуры в темных каютах…
Да, профсоюз помогает. Местное отделение РПСМ предоставило адвоката и выделило деньги на питание, Латвийский профсоюз мореходов тоже помог своим, ожидается какое-то перечисление из Фонда МФТ.
Хотя указанные организации – просто «общественные». А где государственные департаменты, все в погонах, с бюджетом и полномочиями у которых вообще-то все права?
Ладно, это все лирика. По сути же ожидается, что в конце недели экипаж завершит оформление доверенности на право представления интересов в суде, доведет до конца процедуру извещения и в полном составе разъедется по домам.
На трапе останется скромная табличка: «ПРОДАЕТСЯ».
P.S. Случай с моряками «COOL ASTER» закончился красиво. Люди получили судебное решение, гарантию зарплаты и вернулись домой с помощью МФТ.  В настоящее время в суде заявлен иск еще от десяти моряков, ранее работавших на судне, и люди звонят из Прибалтики и Украины. Россия ничем не помогла морякам. Как, впрочем, и Украина с Эстонией, граждане которых тоже были в составе экипажа. Больше того, как государство порта, РФ еще и оставило судно, пострадавшее от пиратов, без электропитания.
www.surpr.ru