19-01-2010

Уважаемые моряки!

Задавая вопрос, укажите, пожалуйста, контактную информацию: имя, адрес электронной почты, должность. Ответ на Ваш вопрос будет размещен на нашем сайте либо направлен на Вашу почту. Администрация сайта гарантирует конфиденциальность Вашей личной информации. Однако редакция sur.ru оставляет за собой право не отвечать на некорректные и анонимные вопросы.

Обращаем внимание, что Российский профсоюз моряков не занимается трудоустройством моряков на суда и не рассматривает анкеты. Со списком сертифицированных круингов вы можете ознакомиться в разделе «Для моряков», далее – «Круинговые компании».

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
Вопрос: 

Совершенно случайно наткнулся на сочинение некоего господина Войтенко под названием «Профсоюзы как прямая и непосредственная угроза судоходству». С его слов, профсоюзы хотят задушить все мировое судоходство, тем самым лишив нас рабочих мест. Как прикажете это понимать? И почему профсоюз не реагирует на провокационные высказывания так называемого «эксперта»? Евгений Мартынюк, моторист

Ответ: 

Прежде всего, стоит отметить, что особого повода для беспокойства у радеющего за судоходство господина Войтенко нет. Право подписывать коллективный договор закреплено российским законодательством и существует на протяжении многих лет. Пока оно в полной мере реализуется лишь крупными компаниями, обеспечивающими моряков достойными условиями труда. Надо полагать, речь идет о закреплении нашим законодательством обязанности иметь на борту коллективный договор. Иначе говоря, о предложении профсоюза лишить судовладельцев возможности «кинуть» работников. Сразу скажем, что вопрос пока не решен, а потому беспокоиться господину Войтенко пока рановато. Но, собственно говоря, почему это предложение вызвало негативную реакцию и целую бурю эмоций человека, открывшего сайт «помощи морякам»? Как иначе он видит выход из сложившейся ситуации, какие варианты реальной помощи предлагает тем, на кого гордо наплевал представитель «малого и среднего прибрежного судоходства»? Любые кризисы рано или поздно заканчиваются. Но всегда были, есть и будут бизнесмены с горячим желанием «навариться» на работниках. Чем меньше предприниматель заплатит работнику, тем больше положит себе в карман – вряд ли с этим фактом поспорит любой эксперт. Но если есть моряки, которые готовы согласиться с такой расстановкой сил, то есть и те, кто мириться с этим не намерен. Для реализации этой цели и появились профсоюзы, в том числе Российский профсоюз моряков. Человеку несведущему может показаться, что профсоюз работает только в режиме «online» – обратились-помогли. Прочие задачи, реализуемые профессиональными объединениями, «на первый взгляд как будто не видны». Но они есть. Они ставятся и выполняются теми, кто отказывается мириться с бесправием работников и стремится улучшить условия своего труда. Постоянное повышение уровня зарплат, посильная защита от пиратов, увеличение затрат на питание. Задавался ли господин Войтенко вопросом, как это происходит? Или, быть может, он полагает, что инициаторами выступают сами судовладельцы, жаждущие заплатить морякам больше? Только за прошлый год мы насчитали порядка 100 моряков, брошенных в иностранных портах без зарплат, еды и воды и возможности вернуться домой. У каждого на берегу семья, которую нужно кормить, дети, по большей части обучающиеся в платных ВУЗах, кредиты. Помножив, увидим итоговую цифру. Еще более 100 судов ожидают чуда на рейде Стамбула, на каждом – экипаж без зарплаты, а рядом – вездесущий инспектор ITF, щедро комментирующий все происходящее, и катер с международной прессой. Примерно столько же теплоходов брошено у берегов Мальты и Сингапура. Много это или мало? В глобальных масштабах, наверное, нет. Особенно, когда вас напрямую это не затрагивает – к вам не тянется вереница «брошенных», вам не приходится изыскивать пути им помочь. Нам кажется, это немало. И, что еще печальнее, это превращается в тенденцию. Одно дело, с сочувствием кивать, читая за чашкой кофе сообщения о бедах российских моряков, и совсем другое – принимать живое участие в разрешении априори неразрешимого. А после этого еще и выслушивать претензии типа «почему бы вам, профсоюзам, не помочь всем бедствующим морякам?» Помогаем по мере сил. Членам профсоюза – в обязательном порядке, не членам, по сути, не должны. Придет к нам моряк, состоящий в профсоюзе, и спросит, на каком основании вы мои взносы расходуете на кого-то другого? Существует мнение: моряк, отчисляющий взносы в профсоюз, может за всю жизнь ни разу не прийти за помощью. Но задавался ли тот самый «эксперт» вопросом, почему? Не потому ли, что этот моряк уже работает под коллективным договором? Или господин Войтенко убежден, что профсоюз действует только в условиях «S.O.S.» с берегов Мальты-Дакара-Варны? И несмотря ни на что помогаем, в том числе и не членам профсоюза. Причем, по опыту, только мы в России и помогаем. Из последних примеров – возвращение брошенной работодателем команды «Elvita 1» из Греции или из Польши – моряков с теплохода «Fair One». К слову сказать, ни те, ни другие не являлись членами профсоюза. Но не бросили, помогли, вытащили экипажи за счет средств ITF и РПСМ. Вернемся к сути провокационных высказываний «эксперта», а именно к вопросу о том, какие негативные последствия принесет так называемая «монополизация», то есть тотальное внедрение коллективных договоров. Если говорить о моряках, то данная мера будет только способствовать улучшению их положения. Потому как закрепит право каждого на достойные условия труда и достойный уровень зарплаты и гарантирует, в числе прочего, компенсацию по потере трудоспособности и репатриацию в случае банкротства судовладельца. Что касается «одного из главных движителей судоходства» – судовладельцев, тут важно разграничить – социально ответственный и ненадежный. Первый, как мы уже говорили, традиционно имеет коллективный договор с профсоюзом, потому он и признается моряками «социально ответственным». Второй символизирует фирму-однодневку, не соблюдающую ни международные конвенции, ни российское законодательство. Разумеется, подписывать коллективный договор хозяину, наживающемуся на экипажах, не хочется. Потому как, повторимся, документ обяжет судовладельца соблюдать права моряков. Что касается «уравниловки», опять же повода для беспокойства нет. В коллективном договоре закреплен минимум. Максимум у каждого свой, и это справедливо. Ведь действительно, нельзя ставить на одну доску «огромную компанию» и «малого судовладельца-трудягу», равно как и нельзя платить одну и ту же сумму «новичку» и «опытнейшему матросу или мотористу». Минимум позволит новичку иметь достойный оклад уже на первых порах, что, быть может, поспособствует возвращению престижа морским специальностям и привлечет в море новых специалистов. До максимума ему придется расти, перенимая опыт коллег. Если же «малый судовладелец-трудяга» не способен предоставить морякам достойные условия труда и делает свой капитал благодаря экономии на зарплатах экипажу, грош ему цена как работодателю. И последнее, касаемо резких оценок деятельности профсоюза от пресловутого господина Войтенко. Конечно, для того чтобы кричать из-за границы, как в России все плохо и нелогично, нужна недюжинная смелость и яркий публицистический талант, приправленные выборочной любовью к некоторым участникам мирового судоходства и отчаянной ненавистью к их «антагонистам» – тем, кто стоит на стороне работников. Только вот когда действительно нужно бить во все колокола, этот отчаянный смельчак почему-то скромно уходит в тень, предоставляя ненавистным профсоюзам возможность решать проблемы российских моряков. Ведь не дождались от него крика в нужном направлении, в частности, в сторону владельца захваченного пиратами «Thai Union 3», компании «Siam Fishing», базирующейся, к слову сказать, в Таиланде. Ни в коей мере не умаляя заслуг господина Войтенко перед мировым судоходством, мы, тем не менее, полагаем, что в бедственном положении, в какое нередко и к сожалению попадают российские моряки, нужна конкретная помощь. Сегодня такую помощь моряки получают только от профсоюза. Вот несколько последних примеров: "Мы благодарим РПСМ и ITF за оказанную их представителями помощь в отстаивании наших интересов перед судовладельцем", – написала в профсоюз команда теплохода «Кол Экспресс», «выбившая» с судовладельца с помощью представителей РПСМ и ITF недополученную зарплату; "Мы на собственном опыте убедились, что есть люди, которым действительно небезразличны судьбы простых моряков", – поблагодарили инспекторов РПСМ и ITF члены экипажа теплохода «Порсой» за помощь в получении трехмесячной зарплаты; "Если нет членской карточки РПСМ, вам останется лишь просить ваши же деньги как милостыню с протянутой рукой", – напутствовал молодежь капитан теплохода «Sea Service», на собственном опыте познавший все прелести работы на «малого судовладельца-трудягу». Список можно продолжать, рассказывая в красках о том, как спасали моряков, нанятых судоходной компанией «Eastwind Maritime». Когда в мае прошлого года компания объявила себя банкротом и собиралась оставить без зарплаты и обратных билетов сто четырнадцать экипажей своих судов, именно ITF заявила ходатайство в суде округа Нью-Йорк о своем праве представлять интересы моряков и добилась удовлетворения. По судебному решению моряки вошли в группу кредиторов первой очереди, оставив за кормой даже банки-залогодержатели. Не господин Войтенко тогда давал «S.O.S.», не он решал проблемы моряков, а именно ненавистная им ITF. Вспомним про 20 млн. рублей, которые в прошлом году «выбили» для российских моряков наши находкинские коллеги и транспортные прокуроры. Или о том, что во Владивостоке организации РПСМ и УФМС по Приморскому краю удалось пресечь незаконную деятельность ряда круинговых агентств, наживающихся на моряках, а в Санкт-Петербурге благодаря взаимодействию профсоюза и территориального управления Роспотребнадзора на транспорте – устранить вопиющие санитарные нарушения на теплоходах «Eltanin», «Hovden», «Капитан Кулинич». Об этом «эксперт» предпочел умолчать, как и не удосужился он покопаться в сути проблемы помощи «брошенным» за границей россиянам. Почти 10 лет на заседаниях «круглых столов» с участием РПСМ, МИДа и МЧС профсоюз пытается добиться бюджетной строчки «целевые госсубсидии консульским представительствам МИД РФ», иначе говоря, целевой господдержки обманутым морякам за пределами нашей страны. Не скупится господин Войтенко только лишь на обвинения, дескать «почему ITF упорно молчит про моряков, пребывающих по ложному обвинению в конголезской тюрьме, а вот о закрытии Индийского океана из-за угрозы пиратских нападений трубит повсеместно». Трудно поверить, да и не хочется – эксперт же все-таки, – что господин Войтенко не видит различий между трудовым и уголовным законодательствами и в одну корзину складывает заявление о необходимости ограничить судоходство в пиратоопасной зоне без надлежащей защиты моряков и уголовную ответственность. Видимо, за все это профсоюзы и стали, ни много ни мало, «прямой и непосредственной угрозой судоходству». Не пираты, не судовладельцы, экономящие на всем подряд, включая безопасность мореплавания, не старые ржавые посудины, давно отслужившие свой век и, тем не менее, продолжающие нести службу, а именно профсоюзы. Так же, как пресловутые «черные списки» ненадежных работодателей публикуются профсоюзами отнюдь не для того, чтобы предостеречь моряков, а именно с целью навредить и, не побоимся этого слова, уничтожить «малое и среднее прибрежное судоходство», стереть с лица Земли всех отчаянно цепляющихся за жизнь «малых судовладельцев-трудяг». Но жить и процветать ненадежным работодателям, пока границы их вотчин доблестно охраняет громкоголосый «эксперт» Войтенко.